Система, порождающая абсолютно инфантильных детей?

Статья нейропсихолога Анны Высоцкой о "сильных" учителях, "которые делают обучение в школе невыносимым" и вот это мнение-комментарий (ниже) навели на определённые мысли.

"Мои дети из школы уже выпустились. Трудностей с определением в школу особых не возникло - лицей был в пяти минутах ходьбы. А вот сомнения по поводу программы и, чего уж скрывать, учителей - возникали...
Система, порождающая абсолютно инфантильных детей. Делайте уроки вместе с ребёнком! Но получается на деле - делайте ЗА ребёнка. У нас показатели не дотягивают, премии не получим!" (Александра Б.)

Я думаю, многие из читателей в той или иной мере сталкивались с таким феноменом как "сильный учитель". Многие родители будущих первоклассников хотели бы отдать своего ребёнка в класс к такому педагогу. Мне и по роду профессии приходилось, и как маме.

Высоцкая даёт этому понятию достаточно развёрнутую характеристику. Вот несколько моментов:

Почему я пишу “сильный” в кавычках, и кто он – этот “сильный” учитель? Сила его не в педагогическом даре и запасе терпения, а прежде всего – в высоких ожиданиях от своих учеников.

Тут же автор отмечает, что в самих ожиданиях, "казалось бы, нет ничего плохого", потому что существует некая “планка” – то, чего многие ждут от амбициозных педагогов. Плохо, когда за этой планкой теряется сам ребёнок... “Сильный” учитель чаще всего страдает неврозом перфекционизма, а успехи своих учеников отождествляет со своими собственными. "Таким образом, грязь в тетрадях, неровный почерк, исправления и зачёркивания, низкая скорость чтения – воспринимаются им крайне болезненно, ранят на психологическом уровне".

Такой учитель не может принять и "идею индивидуального темпа в усвоении учебного материала". В одной из статей о физико-математических лицеях я уже писала, что педагоги такой закалки будут ориентироваться на сильных учеников. И, если вашему ребёнку трудно учиться, как минимум предложат репетитора, как максимум - уйти в "школу попроще". Если это учитель простой общеобразовательной школы - сценарии могут быть разные. От конфликта, перехода в другой класс до того же репетиторства и т. д.

Ещё один момент, сопряжённый, на мой взгляд, с тем самым инфантилизмом, о котором пишет в комментарии выше читательница Александра, тоже отмечен в статье психолога:

...В этот момент родитель и попадает в ловушку, о которой вначале даже не имеет представления. “Сильный” учитель ждёт, что выполнение домашних заданий будет контролироваться родителями.

Педагог ждёт, что домашние задания будут выполнены идеально, он любит задавать домашние задания с избытком, "в расчёте на то, что родители доработают темы в выходные или по вечерам".

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Учителем поощряется работа на черновике с последующим переписыванием домашних заданий начисто. Он любит давать указания родителям, над чем стоит поработать дома с ребёнком... Я знаю примеры, когда даже вполне умные дети под таким "обязательством контроля" действительно теряли самостоятельность - становились менее уверенными и во многом сомневающимися.

Знакомая картина?..

Кстати, в своё время я была вынуждена перевести сына в параллельный класс. Он боялся учительницу, цепенел от её голоса, жёсткого взгляда ещё на подготовке - ходили два года. Узнала от него случайно - не привык жаловаться, но отреагировала моментально - сразу, как сформировали классы ещё в мае и я поняла, что этот учитель будет классным руководителем сына. Сделала всё быстро и деликатно, хотя мне говорили, что она сильный, толковый педагог. Возможно, и так. Но это был не "наш" учитель... Скажете, решила уберечь сыночка от трудностей? Ничего подобного, от неврозов.

А ещё мне вспомнился разговор с сокурсницей, с которой встретились спустя много лет после окончания педколледжа. Была она умницей и в учёбе, и по жизни. Всё у неё было хорошо и на момент встречи. Когда речь зашла о её сыновьях и школе, она меня несколько удивила: сказала, что отдаст детей учиться в школу по микрорайону (а слыла та одной из самых нерейтинговых ). У однокашницы была чёткая позиция, основанная, как она сказала, на собственном опыте: если ребёнок умный и самостоятельный, он сможет учиться в любой школе, своё возьмёт; а идти надо не на престижное учебное заведение, а "на учителя".

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

И необязательно, отметила она, учитель, должен быть "сильным". Главное, чтобы ребёнку с ним было психологически комфортно. Это важная составляющая. Ну а если дитя не настолько умное и к тому же несамостоятельное, то тем более ему сильный учитель ни к чему...

Интересное мнение. Что она имела в виду, когда говорила "сильный", я догадалась. Мы поняли друг друга...

А сложный клубок противоречий в парадоксальной связке "сильный учитель / инфантильный ученик" - тема действительно актуальная и злободневная.