Один из самых распространенных вопросов, которые мне задают, звучит так: "Мне написать эту идею или ту? Написать сценарий вторжения инопланетян на Землю или биографический фильм о Джеронимо? Должен ли я написать сценарий фильма ужасов или экшн-комедию? Сценарий, который мне нравится или что-то, что понравится Голливуду?
Ответ на эти вопросы никогда не бывает простым.
Если вы больше увлечены одной идеей, чем другой, скорее всего, вы приложите больше усилий, а это означает, что технически “худшая” идея в конечном итоге станет лучшим сценарием.
Поэтому сегодня я предлагаю вам уравнение, которое поможет вам решить, какую идею написать следующей. Для этого необходимо сосредоточиться на четырёх ключевых переменных. Давайте пройдёмся по ним.
КОНЦЕПТ
Первое и самое важное, что вы должны принять во внимание - это ваш концепт. Понятен ли концепт и сам ли он себя пишет? Он звучит убедительно? Это большая идея (даже маленькие фильмы могут быть большими идеями)? Есть ли в нём какая-то умная ирония? Это самая субъективная из четырёх переменных, поэтому вам нужно узнать мнение других. Но я думаю, что мы все можем согласиться с тем, что есть определенные идеи, которые имеют больший потенциал, чем другие.
Фильм, который только вчера был продан, называется “Самый разыскиваемый во Вселенной". Вот его логлайн: Когда космический корабль, перевозящий самых опасных преступников Вселенной, терпит крушение в маленьком городке, местный шериф должен помочь межгалактическому привратнику найти заключённых-инопланетян, прежде чем они сбегут и захватят мир.
А вот идея фильма, которую мне предложили несколько лет назад, называется "Орегонский дух": после того как стареющий лесоруб получает серьёзную травму на работе, он становится громогласным чтецом и завсегдатаем местной библиотеки.
Эти идеи не похожи друг на друга. И когда я говорю "не похожи", я имею в виду, вторая идея не достаточно хороша, чтобы стать фильмом. Однако сценаристы всё ещё совершают ошибку, сочиняя идеи, подобные "Орегонскому духу". И на то есть причина. Трудно объективно увидеть идею, если вы эмоционально привязаны к ней.
Например, если автор концепта про лесника сам работает лесником, он не видит, что тут нет места для истории. Он видит только тот опыт, который у него был и который он сможет записать в свой сценарий. Именно по этой причине вам нужно мнение со стороны. Постарайтесь, чтобы хотя бы пять человек оценили ваши идеи по шкале от 1 до 10. Это даст вам хорошее представление о том, насколько они работают.
ЖАНР
Второе, что нужно принять во внимание, - это жанр. Есть жанры, которые лучшие на рынке; жанры, которые хорошо продаются; и жанры, которые редко, если вообще когда-либо, продаются. Жанры обычно устойчивы, но иногда меняются в зависимости от текущих тенденций. В настоящее время мы находимся вот здесь…
ЛУЧШЕЕ ДЛЯ ПРОДАЖИ
Фильм ужасов
Триллер
Экшн (в рамках контролируемого бюджета)
Комедия (которая находится в тренде)
История на реальных событиях
Биографический фильм
Вторая мировая война
НЕПЛОХО ПРОДАЮТСЯ
Sci-Fi (средний бюджет)
Криминал
Война (не Вторая мировая война)
Приключение
Романтическая комедия
Мистика
Фильм о боксе
ПЛОХО ПРОДАЮТСЯ
Вестерн
Исторический фильм (если только он не основана на реальной истории)
Все виды спорта, кроме бокса
Фэнтези
Сай-фай фэнтези
Драма
Музыкальный фильм
Нуар
ХОРОШО ЛИ ВЫ ПИШЕТЕ В ЭТОМ ЖАНРЕ?
Один из самых недооцененных аспектов выбора идеи заключается в том, спросить себя: "действительно ли вы хороши в написании такого сценария?" Не так давно я разговаривал со сценаристом, который писал больше десяти лет. Мы пытались понять, каким должен быть его следующий сценарий. Он начал рассказывать мне все свои идеи, и я заметил, что они были из самой сложной категории. Вестерн, научно-фантастический сценарий, спортивный фильм.
Я остановил его и сказал: Что вы на самом деле ХОРОШО ПИШЕТЕ? Давайте начнём с этого. И он был немного шокирован этим вопросом, потому что никто никогда не задавал его раньше. Но это такой важный вопрос. Ты же не хочешь писать, каждую идею, которая приходит в голову.
Если вы не понимаете жанр, мир и все особенности, которые входят в написание этого типа фильма, это не будет хорошо в результате. Если вы хороши в диалоге - напишите фильм с диалогами. Если у вас богатое воображение - напишите научно-фантастический фильм. Если вы любите историю - напишите фильм о Второй мировой войне. Пишите в тех жанрах, в которых вам наиболее комфортно. Это видно на страницах вашего текста.
СТРАСТЬ
Наконец, вам нужно оценить, насколько вы увлечены этой идеей. Вот тут-то и возникает проблема с написанием сценария, потому что обычно происходит так, что ваши наименее коммерческие идеи - это те, которыми вы больше всего увлечены. Что затягивает вас в трясину.
С одной стороны, у вас есть отличная идея для фильма. С другой стороны, вы совсем не увлечены этим. Причина, по которой страсть имеет значение, заключается в том, что 99% лучших сценариев, которые я читал, прошли через 20+ переписываний. И единственный способ, которым сценарий добирается до 20 переписок, - это если вам нравится идея.
Вы можете написать пять драфтов классной идеи, которая вас не волнует. Но редко у вас хватит сил написать шестой. Таким образом, эти сценарии умирают прежде, чем они когда-либо достигнут драфта, до которого им нужно добраться, чтобы стать классной историей. Тем временем вы сделаете всё возможное, чтобы усовершенствовать свой passion project (проект мечты). Так что эти сценарии часто выглядят лучше.
Итак, теперь, когда мы определили четыре категории, нам нужно посмотреть, куда попадают наши идеи.
КОНЦЕПТ 1 – 20
ЖАНР 1 – 10
СПОСОБНОСТЬ 1-10
СТРАСТЬ – 1-10
Выясните значение каждого пункта. Сложите их. Это числовая оценка вашей идеи. Теперь у вас есть простой способ сравнить идеи. Вы уже заметили, что "концепт" имеет оценку от 1 до 20, и на это есть веские причины. Это самая важная переменная. Это перевешивает всё остальное. Поэтому, если у вас есть отличная концепция, она должна сильно прибавить вам шансы. Возьмем в качестве примера недавний фильм.
КОНЦЕПТ: 19
ЖАНР: 9
СПОСОБНОСТЬ: 9 (Я предполагаю, что парень, которого они наняли для написания сценария, был хорош в написании таких фильмов)
СТРАСТЬ: 5 (Возможно, они наняли кого-то, кто абсолютно любит эти фильмы, но я думаю, что вы не можете быть так увлечены только большими бессмысленными голливудскими фильмами).
ОБЩИЙ БАЛЛ: 42 из 50
Последнее, что я заметил, - это то, что некоторым авторам просто всё равно. Они замыкаются на идее, и не имеет значения, насколько она слаба. Они хотят написать этот фильм, и они его напишут. Я бы не советовал этого делать, но я понимаю это, потому что так случалось со мной много раз. Но учитесь на моих ошибках. Это редко заканчивается хорошо. Единственный вариант, по которому меня это устраивает, - это если ты только начинаешь. Если вы всё ещё пишете свои первые пять сценариев, продолжайте писать всё, что хотите.
Но если вы занимаетесь этим в течение 6, 7, 8 или более лет, вы должны более стратегически относиться к тому, какие идеи вы решите написать.
Вы должны заглянуть в будущее и представить, как посылаете свой логлайн в мир, и быть реалистом в отношении того, как люди будут реагировать.
Ещё одно заблуждение: "Я знаю, что логлайн не захватывает, но текст правда хороший". Людям это не понравится. Им всё равно. О чём они думают, когда вы говорите им свою идею: “Вижу ли я это как фильм?” Они должны представить себе это, прежде чем читать сценарий. Не после прочтения. Сценарий - это реализация потенциала этой идеи.
Надеюсь, это поможет вам в вашем следующем сценарии. Удачи!
Автор статьи: Карсон Ривз
Автор перевода: Сергей Литвинов. Переведено в образовательных целях.
Так же читайте:
101 сюжетный поворот (твист), чтобы улучшить ваш сценарий
50 клише, которые следует избегать в сценариях
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.