Он был одним из самых талантливых немецких командиров Второй мировой войны. Он разработал инновационный план нападения на Францию, завоевал Крым и успешно одержал победу над Харьковом. Если бы Гитлер позволил ему руководить на Востоке, возможно, судьба войны сложилась бы иначе...
Будущий фельдмаршал Эрих фон Манштейн происходил из поморско-кашубского дворянского рода семьи Левинских. Он был десятым ребенком в семье генерала Эдварда фон Левински и его жены Елены. Однако его воспитывал дядя: поскольку у сестры его матери, Ядвига фон Манштейна, не было детей, Елена отдала своего сына на усыновление.
В его семье не было недостатка в солдатах, поэтому неудивительно, что Эрих хотел стать солдатом с раннего возраста. В возрасте 13 лет его отправили в корпус курсантов, где он впервые встретил суровость службы в вооруженных силах. Будучи учеником, он присутствовал на торжествах при императорском дворе в Берлине, все еще в атмосфере прекрасной эпохи.
У него была возможность восхищаться представителями тогдашних правящих дворов: императором, наследником престола, канцлером фон Бюловым, фельдмаршалом Шлиффеном ... Позже, будучи молодым офицером, он встретил многих участников войн девятнадцатого века: австро-прусских и франко-прусских.
Шок поражения
Прекрасная эпоха закончилась началом Первой мировой войны. Лейтенант Манштейн отправился на фронт в качестве адъютанта 2-го гвардейского полка. Принимал участие во взятии Намюра в Бельгии, в битве за Мазурские озера и в осенней кампании в Польше. В ноябре 1914 года он был тяжело ранен. После поправки он вернулся на службу, но уже был в штабе.
Он принимал участие в наступлении на севере Польши и Сербии в 1915 году, и нападении под Верденом в следующем году. Затем он служил на Сомме, в Шампани и в 1918 году возле Реймса и Седана. Поражение Германии в войне и отречение императора были шоком для него, а также для большинства офицерских кадров.
Военным было трудно смириться с мыслью о том, что больше нет правителя, которому они поклялись в верности, и что вооруженные силы отныне подчиняются гражданским властям республики. В конце концов, армия была "королевской армией", это означало, что она была неразрывно связана с монархом, - писал он в своих мемуарах.
Против поляков и Польши
Несмотря на первоначальные трудности с принятием изменений в межвоенный период, Манштейн оставался на военной службе. Он служил, в частности, в командовании Гренцшутц-Юг во Вроцлаве, задачей которого была борьба с польским восстанием в Силезии. У него не было лучшего мнения о повстанцах. Он писал, что они были «вооруженными бандами, использующие скотские методы борьбы». Затем он перешел в штаб 2-го рейхсверского корпуса в Касселе, а затем вступил в службу в качестве командира роты в 5-м пехотном полку в Ангермюнде.
Через два года он вернулся в штаб. Работал, в частности, в командованиях военных округов в Щецине и Дрездене, а также в министерстве рейхсвера. Он также участвовал в качестве наблюдателя в маневрах чехословацкой и советской армий (на Кавказе).
Его отношение к независимой Польше было довольно враждебным. Он видел в этом агрессивного, более сильного в военном отношении соседа, который принимал участие в рейхской части Силезии и Померании, а также в провинции Познань. По его мнению, Речь Посполитая только и ждала, чтобы применить «Вильнюсский вариант» к Германии, чтобы вызвать восстание польского меньшинства, а затем вооруженно занять спорные районы. Этот подход разделяли и другие офицеры, отсюда постоянные усилия командования рейхсвера по обеспечению защиты восточных границ от ожидаемой польской агрессии.
Хотя Манштейн не был сторонником Гитлера и его шумной партии, после захвата власти НСДАП, он начал продвигаться к более серьезным позициям. В декабре 1933 года он стал полковником, а в феврале следующего года был назначен начальником штаба Третьего военного округа в Берлине. В середине 1936 года он стал начальником Первого (оперативного) Главного штаба Сухопутных войск, а осенью того же года стал генерал-майором и первым заместителем начальника Генерального штаба Сухопутных войск.
При исполнении своих обязанностей, он поддерживал расширение и техническое развитие немецких вооруженных сил. Он предложил ввести штурмовую артиллерию в пехотные дивизии, он также поддержал повышение роли бронетанкового оружия. В 1938 году он подготовил планы для вермахта, чтобы войти в Австрию.
Продолжение читайте в следующей статье
Читайте также: Магда Геббельс, первая леди Третьего Рейха
Нацистская принцесса - Гудрун Бурвиц
Спасибо за прочтение этой статьи. Если она вам понравилась, ставьте палец вверх, делитесь в соцсетях, а также подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации. Заранее спасибо!