Уникальный спецавтомобиль-эвакуатор "Боливар" на базе Москвича-2141

На заводских территориях автопредприятий трудится очень много специализированного транспорта, которые выполняли и выполняют по сей день узконаправленные технологические задачи или всего несколько однотипных операций. Так появились экстремально удлиненные грузовики-платформы для перевозки нескольких кузовов из одного цеха в другой. Или, наоборот, экстремально укороченные и утяжеленные самодельные тягачи для буксировки по застроенной территории завода еще не умеющих самих передвигаться новых автомобилей.

А вот герой нашей сегодняшней статьи является очень уникальным специальным аппаратом! Называется "Боливар" и сделан он на базе Москвича-2141. Его рождения состоялось в 1983 году по инициативе руководителя группы дорожных испытаний Александра Яковлева завода АЗЛК.

Специализация тягача состояла в буксировке разбитых после краш-тестов новых прототипов, предсерийных и серийных автомобилей с испытательной площадки на территорию УКЭР, расположенной на месте старых корпусов завода.

фото из архива И.Ермакова
фото из архива И.Ермакова

Особенностью таких заводских спецавтомобилей было то, что создатели не особенно заботились о красоте, дорожных качествах и соответствием нормам дорожной безопасности. Главное, чтобы машина была максимально функциональна и как можно дольше прослужила.

Поэтому специальные кузовные детали изготовлялись самостоятельно при помощи работников экспериментального цеха почти в ручном "наколенном" варианте. Кузов донора при создании был очень изрядно обрезан и выпотрошен. Технологических чертежей для создания автомобиля явно никто не делал.

Одной из основных функциональных особенностей тягача было наличие задних двухскатных колес с переделанными дисками от гоночного автомобиля Г-1. Кроме того автомобиль имел платформу с практически полным отсутствием заднего свеса и подъемник с краном, позволявший буксировать подвешенный за переднюю или заднюю часть неисправный автомобиль.

Лебедку для подъемника позаимствовали у авиаторов. Главную пару у заднего моста изготовили также на спец.заказ с передаточным числом 5,125 вместо стандартных 4,22 у серийных автомобилей.

Из агрегатных доработок следует также обратить внимание на установленную экспериментальную коробку передач КП-10 и надежное сцепление Borg&Beck. Действительно, для длительной и эффективной работы автомобиля по своей прямой специальности, эти элементы должны быть особенно надежными, так как должны были работать с максимальной нагрузкой при проведении транспортных операций.

Хотя мы вначале и сказали, что для такого рода спец.транспорта внешний вид не особенно важен, но в данном случае все-таки была проделана некоторая "стайлинговая" работа. Так был установлен передний бампер и газовые амортизаторы от Volvo-164, а также произведена заводская покраска по существующим стандартным технологиям в желтый цвет, который характерен для всей спец.техники во всем мире.

фото из архива Сергея Ионеса
фото из архива Сергея Ионеса

Еще одной особенностью, отличающей "Боливар" от другой внутризаводской техники было то, что его удалось поставить на учет в ГАИ с выданным на его имя регистрационным номером "36-36 мнт". А вдруг придется транспортировать какой-нибудь разбившийся или сломанный тестовый автомобиль при проведении внешнезаводских испытаний на дорогах общего пользования.

фото из архива Е. Мавзутова
фото из архива Е. Мавзутова

Но в 90-х годах "Боливар" лишился своей работы из-за застойных тенденций на заводе и в стране целом. Новых разработок становилось все меньше и меньше, и потребности в испытаниях тоже сокращались. И уникальный эвакуатор-тягач остался стоять невостребованным на заводском дворе.

фото из архива Сергея Ионеса
фото из архива Сергея Ионеса

С него начали снимать агрегаты и запчасти. Так в этот период он лишился своего боевого уникального заднего моста. И если бы так дальше пошло автомобиль просто-напросто распилили бы и сдали на металлолом. Но его спас известный гонщик, бывший участник ралли-марафонов, Александр Сафонов, который потом передал уникальный экземпляр Михаилу Красинцу, активно собиравшему в те времена свою коллекцию ретро-автомобилей.

фото из архива Сергея Ионеса
фото из архива Сергея Ионеса

Некоторое время "Боливар" располагался в Московском дворе, затем в гараже Красинца. А когда тот переехал со своей коллекцией в деревню Черноусово Тульской области, знаменитый "Боливар" последовал за своим новым владельцем.

Но Михаилу Красинцу так и не удалось создать что-то достойное закрытое для своей коллекции и пришлось разместить автомобили непосредственно на открытом поле, под дождем и снегом. Погода безжалостна к уникальным раритетам и "Боливар" тому не исключение, он со всеми соседствующими с ним "экспонатами-по-несчастью" разрушается и ржавеет.

фото Леонида Некрасова
фото Леонида Некрасова

А жаль, неужели у нас в России не найдется богатый меценат и фанат автомобилей, который поможет Красинцу сохранить то, что еще можно сохранить и реставрировать то, что еще можно восстановить! А уникальный "Боливар" - единственный такой в мире автомобиль, должен быть первым в очереди на "лучшую жизнь". Ведь он так много трудился на благо и процветание прогресса в отечественном автопроме.

фото В.Сергеева
фото В.Сергеева

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал "Колеса истории", там вас ждут новые очень интересные проекты, коллекции, классика и переделки, а также судьбы исторических уникальных автомобилей.