Танцы пчёл-могут ли насекомые сообщать друг другу координаты?

Люди охотно объясняют поведение и наделяют животных человеческими чертами и эмоциями. Этому способствует крайне упрощенное понимание эволюционной теории, когда человек понимается как животное, с прокачанными скиллами высшей нервной деятельности. Что уж говорить про современную масс-культуру, где в фильмах и мультфильмах, животные живут и думают вполне по человечески.

Идея о том, что у пчел есть язык танца, которым они рассказывают друг другу координаты мест, богатых пыльцой, хорошо укладывалась в такое мировоззрение. Но так ли всё просто на самом деле?

Судя по всему, использованием и разведением пчел человек занимается много тысяч лет. То что принесшая в улей "богатый улов" пчела ведет себя необычно активно пчеловоды также замечали давно. Но никто не занимался особой попыткой систематизации её движений.

Первое письменное упоминание о "танце пчел" приписывают американскому натуралисту К. Бутлеру, оно было дано в 1609 году.

Более полутора века спустя англичанин Т. Вилдман писал: «Они понимают друг друга, когда движениями крыльев словно бы просят освободить их от груза воска, собранного в лугах. Подобным же образом, когда в утренние часы, проснувшись, они понуждают друг друга вылетать на работу». Более подробно танец пчел описал в 1788 немецкий ученый Э. Спитцнер: «Когда пчела нашла богатый источник меда, вернувшись домой, она извещает об этом других следующим замечательным способом. Переполненная счастьем, она вальсирует кругами, несомненно для того, чтобы те заметили запах меда, принесенного ею на себе. Когда же она вылетает снова наружу, другие сразу же следуют за ней толпой».
Источник

Как видно из цитаты, ученые первоначально отдавали преимущество запаху пыльцы цветов, который удачливая пчела приносит в улей. И это вполне объяснимо. Слабое обоняние есть только у человека, приматов, беззубых китов и птиц.

Для большинства же фауны Земли обоняние играет огромную роль. То, что мы называем запахами, по сути это химические сигналы. Обмен ими или хемокоммуникация – это наиболее древний способ обмена информацией в животном мире. Даже одноклеточные существа, которым свойственен половой процесс, распознают себе подобных, улавливая поступающие от них химические сигналы (так называемые гамоны).

Пчелы обладают великолепным обонянием. И до середины 20 века идея о том, что в танце пчел есть ещё какая то информация, кроме запахов не была популярна. Автор гипотезы о "языке танца пчел" Карл фон Фриш ещё в 1923 г. заговорил об этом языке, но тогда он считал его полностью химическим.

В 1939 г. Джулиан Франкон в своей книге "Разум пчел" написал: "Мы установили с определенностью, что пчелы общаются друг с другом и обнаружили всю глубину тех инструкций, которые они могут транслировать. Но мы совершенно не представляем себе, каков может быть механизм трансляции сообщений: посредством звуков или вибраций". Особого внимания ученых тогда это предположение не вызвало.

Автор: Own work - File:Bee dance.pngFile:Sun01.svgFile:Abeille-bee.svg by Emmanuel BoutetFile:RosendeutschschweizerBlatt.svg by Kilom691, CC BY-SA 2.5, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=15242410
Автор: Own work - File:Bee dance.pngFile:Sun01.svgFile:Abeille-bee.svg by Emmanuel BoutetFile:RosendeutschschweizerBlatt.svg by Kilom691, CC BY-SA 2.5, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=15242410

Но к 1944 г. Карл фон Фриш, путем длительных наблюдений, сумел установить достаточно явную связь между движениями пчелы в улье и направлением и расстоянием, с которого она принесла "богатый улов". В 1978 году, Карл фон Фриш удостоился Нобелевской премии за эти исследования. Идея "танцевального языка пчел" была поддержана многими научными авторитетами и растиражирована популяризаторами науки.

Сам по себе танец пчелы оказался очень непростым для понимания человека. В нем применяется активность движений, направление на Солнце и относительно центра Земли, различные повороты и акустические сигналы, вырабатываемые крыльями. Именно поэтому потребовались длительные наблюдения, для того, чтобы его расшифровать.

Танцы разных пчел различаются между собой, но если говорить упрощенно, то в случае, если цветы рядом (ближе 100 м от улья), пчела-фуражир выполняет "круговой танец", не несущий информации о направлении и расстоянии до места сбора. Танец в таком случае служит для так называемой "мобилизации", стимулирования других пчел вылететь на поиск пыльцы. Что именно искать, другие пчелы узнают по запаху, оставляемому удачливым фуражиром.

А вот если расстояние до богатого пыльцой участка более 100 м, то к "круговому танцу" добавляется "вихляющий танец". И вот как раз из этого "танца" (в том числе из акустических сигналов, производимых крыльями) можно выделить информацию, как о направлении на поляну, так и о расстоянии до него.

Но тут и оказалась логическая ловушка. То что эту информацию может выделить человек, не значит что её выделяют пчелы. Хотя у них и есть все необходимые рецепторы, чтобы эту информацию получить.

Целый ряд остроумных экспериментов и наблюдений (в том числе советских исследователей И.А. Левченко и И.И. Шалимова ) указывает на то, что пчелы не используют информацию танца, кроме запаховой.

Как правило, пчелы летят по запаховому следу удачного фуражира. Ещё интересней, что если они летят против ветра, то быстрее находят искомые цветы. Так как при движении против ветра, источник запаха можно установить более точно.

Надо заметить, что научное сообщество неохотно избавляется от принятых им идей. После 1978 г против "языка пчел" выступали лишь немногочисленные скептики. Потребовалось множество экспериментов и публикаций, чтобы идея "языка пчел" вернулась обратно в разряд гипотез.

Если вас заинтересовала эта тема, советую почитать интереснейший материал Евгения Николаевича Панова "Таинственные танцы".

Также на эту тему советую просмотреть запись Самая умная лошадь в мире-уроки мистификации

Источники: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%86_%D0%BF%D1%87%D1%91%D0%BB

https://moremeda.ru/pchely/tanec-pchel.html

http://roypchel.ru/pchely/tanec-pchel.html

https://panov-ethology.ru/publications/znaki_6.pdf

Анатомия научного противостояния. Есть ли «язык» у пчел? Авторы: Адриан Веннер, Патрик Уэллс