Глубина восприятия или как мы видим

27 August 2019

Продолжить знакомство с фреймом можно историей о шести мудрецах, которые исследовали нечто, находящееся в комнате. Все они выходили и рассказывали каждый что-то свое. Кто-то говорил, что в комнате змея, а кто-то утверждал что столб. Третий говорил про лист, а четвертый про веревку, и т.д. Главное, что все они говорили о разном, и каждый исходил из своего опыта взаимодействия со слоном. По сути у каждого из них был свой фрейм в виде части слона, с которой был контакт.

Фрейм — это границы нашего восприятия и понимания. Какой бы у нас не было мощный вычислительный аппарат, но если у нас на входе «мусор», ложная информация, то и на выходе мы получим «мусор». Конечно, кто-то может возразить, что мы можем распознать ложь, увидеть «нестыковки», разглядеть противоречия, подключить 6-е и 7-е чувство (интуицию и воображение). При все при этом, не смотря на широкие рамки фрейм задает не только границы, но и направление нашего мышления. Задача Гипермышления и матричного метода — выйти за эти границы, а пока мы на самом базовом уровне должны понять их предназначение и научится определять где они проходят и как их провести.

Это фрейм. Вы уже должны были испытать его в трех упражнениях!
(описать ситуацию, написать историю и нарисовать рисунок)
Это фрейм. Вы уже должны были испытать его в трех упражнениях!
(описать ситуацию, написать историю и нарисовать рисунок)

Упражнения, которые были в практикуме раскрыли несколько возможностей исследования фрейма. Если вы не делали эти упражнения, то вернитесь и выполните. Наполните понятие «фрейм» ощущениями и своими идеями, которые к вам обязательно придут. Здесь же я приведу те упражнения, которые вы должны были сделать, или можете сделать, если хотите не только читать, но и понять, почувствовать.

Упражнение 1. Описать ситуацию в границах этой рамки.

Упражнение 2. Написать историю на тему... (см. Список тем)

Упражнение 3. Изобразить идею в виде рисунка/схемы.

(ситуация аналогичная, только великие художники в исключительных случаях дорисовывали свои картины подставляя дополнительно раму с картиной, а вот модульная картина, составленная из нескольких картин сливается в один большой фрейм)

Что же может быть во фрейме, а точнее, что может быть самим фреймом и задавать границы нашему мышлению:

Во-первый — это рамка, окно, файл, слайд или презентация, страница этой книги или даже вся книга.

Во-вторых — формулировка задачи, набор исходных данных, техническое задание или упражнение, все это проявление разных фреймов. Они как правило включают в себя «всё» необходимое для решения или выполнения.

В третьих, нельзя забывать про время, которое может и всегда задает ограничения в проекте, история, полученный опыт, да и сама жизнь подходят под представление о фрейме и границах нашего мышления.

В конце концов, границы восприятия всего человечества позволили нам заглянуть вооруженным взглядом на миллиарды световых лет во все стороны и прийти к выводу, что мы чего-то не видим (например темную материю).

Очертания фрейма

Удивительно, но фрейм не всегда выглядит как рамка. Очень часто границы фрейма мы не замечаем так как взгляд наш направлен на что-то интересное. Или наоборот, мы так долго всматривались в объект нашего наблюдения, что забыли не только про границы фрейма, то и про самих себя. Это можно наблюдать на примере профессиональных фреймов, которые оказывают влияние она наше поведение и образ мышления через деформацию нашего восприятия. И «очертания фрейма» представляют собой форму через которую мы смотрим на мир.

Микроскоп — это восприятие и внимание деталей, мелочей. Сужение поля своего зрения, чтобы увидеть то, что незаметно.

Очки — это восприятие вооруженным взглядом, чтобы улучшить свое зрение, видеть лучше окружение или предметы.

Телескоп — наблюдение за чем-то большим и далеким. Обычно это взгляд исследователя или ученого.

Прицел винтовки — отличная метафора, чтобы изобразить взгляд человека, который стремиться к поставленной цели.

Окно — некоторый взгляд наблюдателя за происходящим, когда есть дистанция или различные условия здесь и за окном.

Замочная скважина — подглядывание и изучение на грани этики и морали при желании оставаться незамеченным.

Эндоскоп — способность заглядывать в труднодоступные места и видеть ситуацию изнутри, оставаясь при этом снаружи.

Калейдоскоп — взгляд наполненный иллюзиями, эмоциями и впечатлениями, которые мешают видеть реальную картинку.

Перископ — незаметно изучать обстановку во враждебной среде и остаться при этом в безопасности.

Что мы видим, когда мы видим?

Особенности восприятия матрицы «3х3» и связанных с ней приемов, шаблонов и результатов требует отдельного обсуждения. Я бы хотел прежде всего изменить ваше восприятие этой книги и всей серии, посвященных методу Гипермышление.

То на что вы смотрите — это страницы книги. Я предполагаю, что Практикум-3 будет в формате «печать по требованию», и весьма вероятно, что вы читаете бесплатную ознакомительную часть. Текст, который вы читаете, матрицы, которые вы вы видите, все это лишь первый уровень восприятия. Вы его можете детально разбирать по предложениям, исследовать, перечитывать и даже обсуждать с друзьями, но это всего-лишь первый уровень.

Чтобы перейти на второй уровень восприятия нужно начать что-то делать по поводу прочитанного. Чтобы легче было перейти на этот уровень есть практикум с упражнениями которые можно делать и получать понимание, как работает тот или иной прием. Упражнения дают возможность наработать технику и перейти уже к приемам концентрируясь не на инструменте/приеме, а на задаче или ситуации. Как вы уже знаете из практикума 1 и 2, что все приемы можно выполнять по-разному, а также комбинировать друг с другом.

Третий уровень восприятия — это опыт, я его представил в виде «тумана» или «облака», потому что опыт будет влиять и менять ваше восприятие, вы станете замечать то, что раньше не замечали и принимать во внимание детали. Видеть ситуацию в разных границах и перспективах. Само разнообразие приемов Гипермышления (22 приема х 4 варианта выполнения) расширяет возможности для восприятия и понимания ситуации.

Многочисленные упражнения, отработка приемов и использование готовых матричных шаблонов неизменно порождают примеры получения разных результатов. Есть приемы, которые приводят к гарантированным результатам (#Гимел, #Ламед), а есть приемы, результат которых известен лишь по формату (#Далет или #Йод) или не определен (#Шин или #Тав). Набор результатов и будет являться основанием для четвертого уровня восприятия.

Дальнейшее погружение в восприятие, пока я только могу сделать предположение, дает основу для видения и реализации возможностей, расширение границ там, где другие люди видят проблемы или ограничения. Этот пятый уровень возможен только после прохождения и освоения предыдущих уровней.

Продолжение следует...