Новые переменные Бизнес-Модели. Пересоберите свой бизнес

22 June 2019

В предыдущих выпусках мы задались вопросом: Где яблоки?
Пока я не слышал ваши ответы.

Прошлись по капиталистическим бизнес-моделям и заглянули в будущее... включая BIG.DATA и ML.

Здесь и сейчас я представлю несколько срезов бизнес-моделей, которые встретились у меня на пути, пока я писал книгу Гипермышление и собирал матричный метод.

Сорри за сухое изложение, здесь бы не помешала хорошая история про того парня, который заработал миллион и очень хочет поделиться сокровенными знаниями, но я не хочу обманывать читателя, даже если бы такой парень был, он бы рассказал свою историю, которую можно было в лучшем случае пересказать друзьям, ну или помечтать.

Перед вами диаграмма, скорей всего составляющие затрат или себестоимости какого-то продукта. Очень ценная вещь сама по себе, ведь зная составляющие затрат можно понять на чем можно экономить, а на чем не следует.
Перед вами диаграмма, скорей всего составляющие затрат или себестоимости какого-то продукта. Очень ценная вещь сама по себе, ведь зная составляющие затрат можно понять на чем можно экономить, а на чем не следует.

Горячая восьмерка БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ

1. "На трубе", "У трубы" или "В трубе". Добро пожаловать в Россию, "на трубе" - это все, кто занимается откачкой ресурсов! Этим все сказано. У трубы - это обслуживающий персонал этих самых, кто сидит на трубе и учит всех жизни. Ну а остальные в трубе...

2. Самоопределение, решите кто вы: Кто платит? Посредник? Кому платят? И вуаля, из-за нашей любви к деньгам все кинулись в категорию "Кому платят" и обесценили себя настолько, что готовы работать за еду. Быть посредником, агентом, помогать совершать сделки - это немного не по советски, но зато очень по капиталистически. Ну а стать лучшим другом того парня, которому нужно потратить деньги - это вишенка на торте! Такие детали понимают единицы.

3. Старое забытое "Интернет-Кафе". В самый разгар появления интернета появились и "Интернет-кафе", при чем заведения отличались, одни были 80% интернет, кафе 20%, другие наоборот, интернет 80%, кафе 20%. История конечно расставила все на места и показала кто был прав, но спросите себя, в этом формате, вы больше "Х", а меньше "Y" или наоборот. Чему уделяете времени больше, на чем зарабатываете больше, что развиваете больше... Это вопрос приоритета.

4. Структура вашего продукта, которого вы выпускаете на рынок. Здесь относительно все просто, как в той считалочке: Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха, что такое хорошо, а что такое плохо? (с) Начнем с плохого, а закончим хорошим: Ресурсы - Продукт - Услуга - Технология - Информация - Впечатления. Естественно все это в разных долях присутствует в вашем продукте. Если это чашечка кофе, условно за 100 р., но цена кофе в нем 2 рэ., продукт (стаканчик, кофе-машина) + 8 р., Услуга (бариста) + 15 р., технология (аренда, обстановка, музыка) + 20 рэ., Информация (пена в чашке) + 25 рэ. и впечатления = 30 рэ. И вот гештальт закрылся и вы имеете стаканчик кофе за 100 рэ. Хотите продавать на вынос - 20 рэ. + ... Хотите рисуйте на стаканчиках портреты посетителей и продавайте по 200-300 рэ. Но некоторые пишут вместо портретов просто имя и это работает не хуже.

5. Место в цепочке создания стоимости.
Неимоверно вкусный и сложный момент. Смотрите, можно собирать, делать, доделывать и продавать. Получается цепочка действий от ресурса до конечного потребителя которая складывается в себестоимость и с другой стороны в ценность, которую потребитель готов заплатить. Так вот эта РАЗНИЦА каким-то чудесным образом должна разделиться между элементами цепи. Кто-то получит 80% прибыли, а кто-то 20%. И это решает не рынок, а именно цепочка, конкуренция внутри звена и конкурентная позиция. НО ! Внимание бывают такие цепочки, где идет еще большее искажение, получается 120% у одних и кто-то, кто работает в убыток себе -20% в надежде на....(чудо)...занять место или дождаться будущего роста. Надежда умирает последней, а до этого компания просто потеряет деньги.

Поэтому важно видеть не только свою бизнес-модель, но и понимать бизнес-модель конкурентов и цепочку создания стоимости в отросли.

6. Маржа или Инком. Вы зарабатываете на операциях или на проектах. У вас длинные деньги и цепочки операций или у вас короткие деньги и только одна операция, после которой вы получаете наличные. Выбирайте, изучайте, делайте выводы, так как время все меняет, и в то же время, само время хорошо продается, если вы делаете быстро или точно-вовремя.

7. Структура себестоимости. В принципе знать положение в отрасли, об этом я уже сказал выше, то еще более важно для России, что данная диаграмма может показать с кем и насколько надо делиться.

8. Использование товаров "маяков" и товаров "поплавков" не только в своем ассортименте, но и выпускать такие товары, которые несут в себе определенный смысл, нужны всем и им уделяют особое внимание!!

Чайка сфотографирована с парома в Хорватии на пути домой
Чайка сфотографирована с парома в Хорватии на пути домой

Подумайте как бы изменился ваш бизнес, если бы вы применили или изменили один из элементов бизнес-модели.
Если у вас нет бизнеса, то возьмите тот бизнес, которым вы хотите заняться, разберите и соберите все по-новому. Но не забывайте, все не то, чем кажется.

Подписывайтесь, делитесь, комментируйте, берите и используйте.
Продолжение следует...