Рационально ли принимать в расчет наши иллюзии?

Судьба человека — это сложная смесь внешних и внутренних факторов, будущее полно неопределенности. При этом мы хотим ставить цели, нам нравится думать, что все влияющие на нас факторы могут быть побеждены нашей рациональностью.

Планирование принято считать сугубо рациональным действием, которое выносит за скобки качества, которые нам не нравятся. Мнение, конечно, ложное: нашему разуму не удается отформатировать жизнь, это самообман. На деле, даже если это удалось бы нам, то не было бы полезно. Нашими особенностями лучше пользоваться, а не игнорировать и не пытаться с ними «справиться».

Что значит «пользоваться иллюзиями»? Бизнес-тренер Леонид Кроль на примере коучинговых сессий с восемью героями показывает, как сталкиваются два понимания процесса жизни и какие скрытые факторы незаметно пробираются даже в самые рациональные наши решения. Это и представления, пришедшие из семьи или унаследованные от дедов и прадедов, и чужие мнения, которые мы принимаем как свои, и наш характер, и привычки, и многое другое.

В острых и живых диалогах Леонида с героями становится видно, что выявить эти факторы, учесть их, попытаться использовать, — умение крайне полезное. Такое усилие по осознанию и использованию собственных иллюзий Кроль называет нелинейным планированием, в противоположность «прямолинейному», декларативному, негибкому, исходящему из того, что человек есть «машина разума и воли».

«Один из моих клиентов мечтал создать настоящую семью, — пишет Леонид Кроль. — В детстве он редко видел мать — она лежала в больницах, угасая от болезни, и умерла, когда он только входил в подростковый возраст. Мерилом счастья настоящей семьи, как выяснилось, для него стал запечатлевшийся образ тех редких вечеров, когда за столом, под абажуром, собиралась вся семья, в том числе и вернувшаяся из больницы мать. Идеализированное, застывшее воспоминание детства, этот абажур обладал для клиента огромной направляющей силой.
Когда он сам это в себе увидел, то признал, что магнит из прошлого у него был перемещен в будущее, уводил от цели. И при том, что образ был светлым и добрым, почему-то у этого героя не получалось создать ту самую семью, из раза в раз он «промахивался». Так бывает: ускользает как раз то, чего очень хочется.
И работать мы с ним стали о том, чтобы сохранить эту картинку, но ее энергию перенаправить. Здесь работает тот же принцип, что и с привычками: либо мы управляем запечатленным образом, либо он — нами. Я предложил клиенту воссоздать картинку на работе — в комнате для совещаний, где регулярно собирались топ-менеджеры, повесить абажур, не только как символ, но и как начало воплощения мечты. Слишком сильный образ перестал сжигать и начал светить, перейдя границу виртуального и реального».

Леонид Кроль «Мужчине 40. Коучинг иллюзий» (Класс, 2017)

Если вы хотите чаще видеть нас в ленте, поставьте лайк этому материалу!