Учиться в школе вместе с ребенком: кому это понравится?

Для чего мы сидим с детьми за уроками: только ли для их блага? Или мы сами хотим поучиться: вспомнить свое детство, получить удовольствие, заполнить лакуны? А, может быть, нас манят новые вершины познания?

«Никогда бы не подумала, что мне придется поучиться в начальной школе еще раз». А может быть не раз и не два: все зависит от того, сколько детей у вас в семье. Ведь с каждым так или иначе родителям приходится проходить школьную программу.

Творческие задания
«Мне всегда казалось, что школа возьмет на себя все эти первые шажки в образовании детей. Мы же учились сами, ни с кем из моего окружения родители не сидели над прописями. Но сначала я садилась рядом с дочерью, чтобы просто помочь ей собраться с духом и доделать то, что она не успела в классе. А потом, когда пошли домашние работы, диктанты (в первом-то классе), я поняла, что она банально не справляется», — вспоминает 40-летняя Наталия, мама двух девочек: 16-летней Маши и 8-летней Саши.
Знакомая картина: вы приходите с работы, няня / бабушка чуть не в слезах рассказывает, как они с ребенком боролись с заданием по «Окружающему миру», и передает вам эстафету. Или же вас ждет срочное «творческое задание»: и тогда остаток вечера вы проводите на специализированных сайтах в изучении полезных сведений, составлении конспектов и скачивании картинок. В родительских чатах активность нарастает после восьми вечера. Что задали, как делать, что было на уроке, — понятно, что мамы с папами пришли с работы и схватились за голову. Деваться некуда: вместе со школьником учиться начинает все семья.

Распределение обязанностей
Предположим, ребенок перешел в среднюю школу и готов учиться самостоятельно. Но родителей это не спасает: Программа усложняется, дети болеют, пропускают уроки, а все пройденное приходится наверстывать самостоятельно. Во многих семьях начинается настоящее распределение учебных обязанностей: с математикой к папе, с русским к маме, за пианино/флейту/скрипку ответственной объявляем бабушку. Если же помочь ребенку никто не может, а школа требует (и электронный журнал намекает), приходится нанимать репетитора.
Критический момент обычно наступает, когда иностранным языком, изучаемым в школе, не владеет никто из родственников. «Когда моя соседка случайно узнала, что я закончила иняз и знаю французский, она почти упала мне в ноги, умоляла позаниматься с сыном, — рассказывает 46-летняя Анастасия. — Я согласилась попробовать только из сочувствия. И когда пришла на первое занятие, удивилась, что мама и не думает выходить и комнаты. Она осталась, потому что ей самой нужно было слышать и знать, как, к примеру, произносятся слова: "Вы же только раз в неделю к нам сможете приходить, а я потом сама с ним буду заниматься". И я не нашлась, что ей ответить. Так и учимся до сих пор втроем, и мама делает успехи, надо сказать: уже может сама писать по-французски, читать тексты и пересказывать».

Начать и втянуться
Похожие истории есть и у преподавателя музыки Нарине. «Я прихожу заниматься с ребенком, а потом (и очень часто!) к фортепиано садятся и мамы. Хотя программы обучения и цели, конечно, разные. Дети всегда начинают с нуля, обычно мы идем с ними по классической схеме. А у матерей разные запросы: кто-то хочет вспомнить то, чем занимался в детстве в музыкальной школе, кому-то хочется научиться подбирать мелодии, чтобы петь с друзьями любимые песни».
Да, очень часто родители втягиваются. С удовольствием слушают лекции по физике или химии, которые находят своим детям в YouTube, чтобы те прониклись страстью к наукам; увлеченно решают олимпиадные задачки по математике; почитав (с ужасом) учебник истории, отправляются изучать первоисточники. «Мне кажется, что в школе мне просто не хватало времени (или мозгов) заниматься всем этим. Сейчас физика — мой любимый предмет, а началось все, конечно, с того, что я пыталась объяснить что-то сыну, запуталась и, испытав некоторую неловкость, предложила ему заглянуть в интернет. Мы нашли интереснейшие онлайн-лекции и оба, застыв, сидели до ночи перед экраном. Не понимаю, как я могла не интересоваться этим в школе, не копать глубже, ведь это так увлекательно», — говорит 44-летняя Елена, мама 15-летнего Арсения.

Вспомнить то, что нравилось раньше
Итак, благодаря детям у взрослых появляется отличный шанс... на что? наверстать упущенное? узнать новое? получить удовольствие? Скорее всего, и то, и другое, и третье. Под благовидным предлогом — «тебе же задали читать летом книжки» — ехать в автомобиле и слушать классические произведения в исполнении прекрасных авторов. Купить учебники и погрузиться в изучение предметов, до которых раньше не доходили руки, потому что сначала, в школе, это было неинтересно, а потом мы выбрали свой путь и пришлось сосредоточиться на том, что, собственно, требовалось для учебы и профессии. «Денису очень нравятся естественные науки. Не языки или математика, то есть то, чем занималась в свое время я, а биология и химия. И я понимаю, что этим он в меня. Просто когда-то давно родители решили, что по стопам отца (врача) должен пойти брат, а мне лучше стать переводчиком, потому что мне прекрасно давались языки. На самом деле, мне все прекрасно давалось; теперь я жалею, что не стала врачом, упустила важное. Я и сейчас всех лечу, но учиться на медика уже поздно, буду теперь заниматься вместе с сыном», — рассказывает 43-летняя Анна, мама троих детей: Артема (20), Дениса (13) и Сони (11).

Шанс восполнить пробелы
Случайно получив возможность снова чему-то поучиться, главное, решиться (успеть, суметь) ей воспользоваться. Прописи в начальной школе — прекрасная возможность поработать над почерком. Математика в средней — отличная прокачка мозгов, шанс заполнить пробелы или научиться чему-то новому (резервы у мозга для этого точно есть). Биология, химия, физика — возможность открыть для себя новый мир в буквальном смысле этого слова. А еще можно прочитать книги, мимо которых так легко было пройти мимо в детстве (к примеру, во французской школе не изучают классических английских авторов, в английской — наоборот). Новыми глазами взглянуть на русскую классику. Потренировать синтаксис и пунктуацию, проделывая упражнения в сборниках для подготовки к ОГЭ (это, кстати, можно рекомендовать всем активным пользователям соцсетей и мессенджеров — в новом «разговорном письменном» уже почти полностью исчезли знаки препинания). Случайно начать изучать новый иностранный, втянуться и найти себе преподавателя. Разобраться в истории — не в датах, которые когда-то приходилось зубрить и сдавать, а создать для самого себя объемную картинку того, что происходило в далекие времена. А заодно поискать собственные ответы на вопросы о том, почему так, а не иначе, сложилась российская история.

Где вспомнить школьные предметы?
— Школьная программа по литературе для взрослых. Новая школа, курс Сергея Волкова: https://new-school.timepad.ru/event/617933/
— Музыкальная школа для взрослых: http://razvitiesluha.ru/. Или любая детская музыкальная школа, где предусмотрены платные услуги.
— Фоксфорд — крупнейшая онлайн-школа в России: https://foxford.ru/. Здесь не так много курсов специально для взрослых, но есть много репетиторов на любой вкус.
— Обучение для взрослых в Политехе (лекции по физике): https://polymus.ru/ru/education/
— Исторический лекторий Игоря Данилевского на платформе YouTube: https://www.youtube.com/watch?v=1PAXVOAFURU&list=PLSq28Y76RBgUeKgBS1DN8PS2FOfQyNjoQ