VR-очки, онлайн игры и другие технологии, которые нас убивают

25.12.2017

Убийство из-за биткоинов с помощью пистолета, напечатанного на 3-D принтере. Звучит довольно нездорово и пугающе, не правда ли? Технологии, создаваемые на благо человечества, оказывается, способны приносить и немало зла.

Столичный Следственный Комитет расследует «убийство будущего». Москвич умер в своей квартире из-за использования современных технологий. Точнее из-за пренебрежения техникой безопасности, при их пользовании гаджетом. Злую шутку с ним сыграли очки дополненной реальности, из-за которых мужчина не заметил угрозы из настоящего мира. Поскользнулся, упал на стеклянный стол, осколок перерезал артерию... И эта жертва новых технологий далеко не первая.

О том, как сложно расстаться с "дивным" миром компьютерных игр Россия и СНГ узнали еще в 2011 году. 11-летний Саша Фокин, шокировал зрителей тем, что заливался истерикой, когда его пытались "отключить" от виртуальной реальности. Тема активно муссировалась в СМИ, а сам мальчик стал "мемом". 

Спустя почти семь лет после "зенита славы" подросший Саша ведет канал на youtube, где публикует видеоролики "взрослой жизни". Как настоящий бывший "компьютерный наркоман", Фокин теперь поет песни о том, что им "больше не управляют 30 микросхем". 

В том же 2011 году сюжет игры Lineage II перенесся в реальную жизнь. Челябинец расправился с двумя знакомыми. Подкараулил у дома и ударил каждого из соперников по игре по несколько раз в грудь ножом. 26-летний Антон Казанцев позже скончался в больнице. Второй мужчина, 27-летний Дмитрий Бобров, получил серьезные травмы. Фотографию предполагаемого убийцы публиковал тогда челябинский телеканал "Первый областной".

ВОЗ готовится признать игроманию психическим расстройством

Видимо, спохватившись, Всемирная организация здравоохранения решила включить пристрастия к компьютерным играм в Международную классификацию болезней. Об этом сообщает британский журнал New Scientist. Новая патология появится в разделе психических расстройств. Исследователи из Института интернета Оксфордского университета в прошлом году попытались выявить процент "нездоровых" игроков в видеоигры. Как передает The Independent, исследование показало, что 2–3% из 19 тысяч опрошенных из Великобритании, США, Канады и Германии нашли у себя более пяти симптомов, описанных в свидетельстве Американской психиатрической ассоциации.

Среди главных признаков игровой зависимости, специалисты отмечают:

  • Тревогу и повышенную нервную возбудимость
  • Симптомы отмены, когда без привычного виртуального мира человек испытывает дискомфорт сродни "ломке"
  • Антисоциальное поведение - прямое следствие первых двух пунктов

Однако, тогда связь этих симптомов именно с играми не была доказана.

«Невидимое» оружие

В 2013 году американские власти не на шутку испугались пластмассового пистолета, напечатанного на 3-D принтере. Еще бы, все системы безопасности и металлодетекторы оказались бы бесполезными. А разгорелся скандал после испытания такого оружия 2 мая того же года. Образец был изготовлен в домашних условиях. Пуля калибра .380 разнесла кочан капусты и вошла в глиняную насыпь. Видео, естественно, разошлось по интернету в считанные минуты. 

Государственный департамент США моментально потребовал, чтобы оружейник-энтузиаст Коди Уилсон убрал из интернета трехмерные модели пистолета под названием The Liberator, пригодные для 3-D печати в домашних условиях. Сенаторы в свою очередь предложили пересмотреть Акт о необнаруживаемом огнестрельном оружии 1988 года. Сама идея же настолько понравилась киношниками, что ей дали жизнь во втором сезоне сериала "Элементарно". По сценарию, муж расправился с женой, а после растворил пластмассовый пистолет в ацетоне. 

Летающая угроза 

Дроны - еще одна "игрушка", способная нанести серьезные травмы.  Екатеринбурженка Наталья Минина получила травму руки, когда пыталась в кинозале схватить приз, который организаторы "по-умному" прицепили к беспилотнику. Инцидент произошел на премьере фильма Фёдора Бондарчука. Аналогичная травма едва не оставили без руки музыканта Энрике Иглесиаса. Во время одного из концертов в Мексике, он захотел с помощью беспилотника показать зрителям, какой вид открывается со сцены. Винт задел руку певца. За кулисами ему наложили повязку. Иглесиас решил не прерывать концерт. Все оставшееся время он прятал окровавленную кисть за спиной. 

Роботы-убийцы 

Страх человечества перед искусственным интеллектом играет на руку продюсерам куда эффективнее пластмассового пистолета. Вспомнить только культового "Терминатора". Но тема не исчерпала себя за несколько десятков лет. Образ роботов-убийц нещадно эксплуатируется киношниками. Вот, например, сэра Элтона Джона едва не разорвали "робопсы" в новом фильме "Kingsman: Золотое кольцо".

Так ли страшна угроза кибер-цивилизации, как ее малюют? 

Футуролог и председатель совета директоров криофирмы Данила Медведев, рассказал Пятому каналу, что пока беспокоиться не о чем. И к восстанию машин еще есть время подготовиться.

«Любое техническое средство может быть опасно. Задача разработчика – учитывать, как оно будет использоваться. Нужно беспокоиться не о восстании машин, а о более сложных проблемах, которые могут произойти. Еще у Брэдбери был рассказ «Вельд» про семью, которая купила систему виртуальной реальности. В одной из комнат, по-моему детской, можно было видеть африканскую саванну, а там на горизонте – львы. И вот, в какой-то день родители возвращаются, а детей дома уже нет. Каким-то образом они в эту виртуальную реальность провалились, и львы их там сожрали. Страх этот не нов и чем-то, наверное, обоснован. Я думаю, что время на подготовку у нас еще есть. Даже роботы-пылесосы, ставшие единственным массовым видом роботом, проникшим в наш дом, не так опасны. Это не робот-шрёдер».

Доброй половины трагедий с технологиями, которые, действительно призваны сделать жизнь человечества более простой и легкой, действительно можно было избежать. Но банальное пренебрежение техникой безопасности приводит к трагедиям и марает репутацию технологиям, призванным помочь человечеству. Технологии могут быть опасными, но отвечает за свои действия человек. По крайней мере, пока...