Корабли из бетона - были, да сплыли...

3,7k full reads
4,2k story viewsUnique page visitors
3,7k read the story to the endThat's 88% of the total page views
2 minutes — average reading time
Корабли из бетона - были, да сплыли...

Если кто полагает, что крупнотоннажные корабли последние сто лет строили только из стали, то он будет очень удивлен, узнав, что существовали в этот промежуток времени и бетонные корабли, о которых и пойдёт речь

Все дело в дефиците

Во время Первой мировой войны ресурсы воющих стран были максимально задействованы. Сталь остро нужна была предприятиям по производству самого разного вида оружия. С точки зрения эффективности применения стали корабли были в конце списка, металла на их постройку нужно было много, а решающая роль в войне принадлежит сухопутным войскам. В это время и начали искать альтернативную замену стальным корпусам. Хотя сами по себе железобетонные корабли строились едва ли не во всех странах и до войны, но это были единичные экземпляры.

Американский железобетонный нефтеналивной пароход «Пало-Альто» (Калифорния, 1920 год)
Американский железобетонный нефтеналивной пароход «Пало-Альто» (Калифорния, 1920 год)
Американский железобетонный нефтеналивной пароход «Пало-Альто» (Калифорния, 1920 год)

Сколько их было всего

А после начала боевых действий их построили более тысячи. Это не были боевые корабли, ну какой же из бетона торпедный катер, к примеру! Строились буксиры, нефтеналивные пароходы, паромы, баркасы, баржи. Все передовые страны мира занимались их производством - США, Германия, Великобритания, Италия, Франция, Норвегия, Швеция, Голландия. В том числе и в СССР было развёрнуто очень серьёзное производство едва ли не сразу после 1917 года, выпускались даже целые серии бетонных плавсредств - как до войны, так и после, вплоть до 50-х годов прошлого века. Выпуск в нашей стране был налажен на 6 речных верфях.

Плюсы и минусы

Бетонные корабли строились быстрее, чем стальные, они были сравнительно прочнее, конденсата в трюмах было меньше, что важно при перевозке сухих грузов. Они были дешевле и легче ремонтировались. Минусов меньше, но они существенные: плотность бетона примерно в три раза меньше стали, да вот толщина для нужной прочности требовалась в десятки раз больше. В итоге корабли получались слишком тяжелые, давали большую осадку, что ограничивало территории навигации. Из-за большего веса корабли "ели" много топлива, это сказывалось и на цене доставки грузов, и на дальности маршрутов. В результате бетонные корабли не смогли конкурировать с обычными стальными в мирное время. Сейчас буквально единицы из них «в строю», большинство или лежит на дне, или служат волнорезами.

Корабли из бетона - были, да сплыли...

Яхта «Нефертити»

А вот в России есть одно уникальное судно - это парусно-моторная яхта с корпусом из железобетона! Водоизмещение её - 11 тонн, длина 12,5 метров, ширина 3,6 метра. Может развить скорость до 15 км в час под парусом. Экипаж - 2 человека, пассажиров на борт берёт до 16 человек, в автономном плавании может находиться до двух недель. Построено и спущено на воду это учебно-тренировочное судно в 1976 году. Находится яхта в Нижнем Новгороде.

Парусная яхта Нефертити. Автор снимка Дмитрий Плакунов
Парусная яхта Нефертити. Автор снимка Дмитрий Плакунов
Парусная яхта Нефертити. Автор снимка Дмитрий Плакунов

Понравилась статья? Подписывайтесь на наш канал. СПАСИБО!