Как сделать тонировку самому

Для начала разберемся, что такое тонировка и зачем она нужна. Помимо декора она несет и важные эксплуатационные функции. Во-первых, тонированные стекла лучше защищены от механических воздействий, сколов и царапин. Во-вторых, они оберегают глаза водителя от воздействия прямых солнечных лучей, снижая нагрузку на зрение ярким днем, и смягчая в ночное время реакцию на свет фар, как встречных, так и попутных автомобилей. В-третьих, в случае деформации стекла при аварии, пленка удержит осколки, защищая, таким образом, водителя и пассажиров от возможных травм.

Тонировочные пленки: виды и особенности

Отечественные и зарубежные производители предлагают большой ассортимент тонировочных пленок: нанокерамические, наноуглеродные, углеродные, металлизированные, окрашенные и металлизированные гибридные пленки и т.д. Разобраться во всем этом многообразии непросто, поэтому следует помнить простое правило – наиболее важным критерием выбора материала является его качество, так как от него будет зависеть результат тонировки и уровень защиты при последующей эксплуатации.  Хорошая пленка способна прослужить годы, не покрываясь пузырями, не отслаиваясь и не стираясь в местах соприкосновения с уплотнителями при работе стеклоподъемников.

Одно из последних решений для автостайлинга – прозрачная «атермальная» солнцезащитная спектрально-селективная пленка, ставшая популярной альтернативой стандартной тонировке. Данная пленка помогает защитить салон от перегрева, солнечных бликов, блокирует вредные УФ и ИК-лучи, а благодаря тому, что в ее состав не входят металлы, такая тонировка не создает дополнительных неприятных бликов и помех в работе электронных устройств. Оптически прозрачные пленки состоят из 224 полимерных нанослоев, каждый из которых отражает тепловую энергию в «ближнем» инфракрасном спектре (на длине волны от 0.8 до 1.2 мкм), на который приходится самое интенсивное теплопоступление. При этом наивысшая оптическая прозрачность пленки – 90% позволяет клеить ее на лобовое и передние боковые стекла. Такая тонировка практически незаметна глазу, но при этом она снижает нежелательный нагрев салона, уменьшая нагрузку на систему кондиционирования. А зимой та же пленка задерживает в салоне почти 30 процентов тепла.

Помимо этого, на рынке представлены тонировочные пленки на основе следующих технологий:

Наноуглеродные пленки без содержания металла

Такие пленки изготавливаются на основе наноуглеродного полиэстера, обладают высоким солнцезащитным фактором (более 1000) и защитой от выцветания. Их светопропускаемость варьируется в пределах 5-50%, поэтому данные пленки не подходят для лобового и передних боковых стекол.

Металлизированные пленки

Такие пленки отражают до 55% поступающей в автомобильный салон тепловой энергии, обеспечивая охлаждающий эффект. Светопропускаемость – до 41%, из чего следует, что их также нельзя применять для тонировки лобового и передних боковых стекол.

Неметаллизированные полиэстерные пленки

Самая популярная эконом-категория пленок, которая подходит для тонировки заднего и задних боковых стекол. Светопропускаемость – до 44%.

Гибридные пленки

Окрашенные и металлизированные полиэстерные пленки со светопропускаемостью до 58%. Блокируют до 49% общей солнечной энергии, поступающей через окна автомобиля.

Укрепляющие пленки (прозрачные и со степенью тонировки 5)

В данных пленках совмещены две технологии – солнцезащитная технология без применения металла с защитной пленкой толщиной 100 микрон. Такой гибрид обеспечивает находящимся в автомобиле людям и ценным вещам защиту от теплового излучения солнца, уменьшает видимость снаружи, а при повреждении стекла надежно удерживает осколки на месте. Пленка также несет «охранную» функцию, затрудняя попытки разбить стекло и украсть что-либо из машины. Прозрачная версия данной пленки со светопропускаемостью 89% может применяться для защиты лобового и передних боковых стекол автомобиля.

Рекомендации по выбору

Самое важное в выборе пленки для тонировки - это соблюдение требований действующего российского законодательства. Согласно новому ГОСТу, вступившему в силу в 2015 году, лобовое и передние боковые стекла автомобиля   должны обладать светопропускной способностью не менее 70%. В данном случае идеальным выбором является спектрально-селективная пленка со светопропускаемостью 86% и степенью отражения тепловой солнечной энергии 19%. Для задних боковых стекол, а также стекла багажника светопропускаемость не нормируется – а это значит, что автовладелец может выбрать любую пленку. При этом нужно учитывать, что выбор тонировочной пленки во многом зависит от задач, которые перед ней ставятся: обеспечение максимальной приватности в задней части салона, усиленная защита от солнца или тонировка плюс защита от проникновения в салон.

Как наклеить пленку

Процесс тонировки автомобиля требует высокого мастерства исполнителя, поскольку даже небольшой изъян будет хорошо заметен. Но освоить эту технологию можно и в собственном гараже. Важно, что при тонировании пленкой не требуется демонтировать стекла – это здорово упрощает процесс. Иногда, в зависимости от конструкции машины, необходимо снять только дверные панели. У профессионалов работа занимает не более 3-5 часов, а у новичка на этой может уйти целый день, при этом с первого раза результат никогда не будет идеальным. Но даже если что-то не получилось, тонировочную пленку легко удалить: стекла останутся как новые и процесс можно начинать заново.

Перед тонировкой автомобиля, важно тщательно очистить стекла от пыли и грязи, чтобы пленка плотно прилегала к стеклу и не пошла пузырями. В процессе формовки пленки материал прикладывается к стеклу и острым канцелярским ножом от него отрезается кусок нужного размера с припуском до нескольких сантиметров. С помощью пульверизатора на стекло наносится водяной раствор мыла, который позволяет свободно перемещать пленку до нужного положения. После этого пленка аккуратно разглаживается при помощи резинового шпателя: выгонка воздуха ведется строго от центра к краям стекла. Затем пленка обрезается точно по стеклу и высушивается промышленным феном.

Далее с пленки удаляется защитный слой и повторно смоченный мыльным раствором материал закрепляется уже на внутренней стороне стекла так, чтобы не образовывалось горизонтальных складок – только вертикальные. Важно, чтобы пленка плотно прилегала к стеклу, для этого материал снова разглаживается при помощи шпателя.

Процесс оклеивания автомобиля спектрально-селективной оптически прозрачной пленкой требует дополнительных навыков. При формовке пленки важна стабильный режим нагрева с температурой порядка 400 С°, в противном случае велика вероятность перегрева и порчи материала. У зарубежных тонировщиков популярен подход «сухой» формовки - нанесение талька или специальной пудры на внешнюю поверхность стекла. Благодаря тальку пленка равномерно скользит по стеклу без эффекта «плавания», а при формовке можно использовать более низкую температуру фена. В России же основная масса положительных результатов у установщиков была получена в ходе использования «влажной» технологии – на мыльном растворе, описанной выше.