Что не так с «Европой — Азией»: чек-лист ошибок и недоделок организаторов главного марафона города

В прошлом году устроителям марафона пришлось публично извиняться. В основном, конечно, за то, что бегунов с дистанции снимали врачи и увозили на скорой. Одна из причин — отсутствие воды в тридцатиградусную жару. В этот раз с погодой в определенном смысле повезло. Массовых обмороков из-за обезвоживания не было. Однако нехватка воды — далеко не единственная претензия, которую высказывали марафонцы. Перечисляем мелкие и крупные недочеты, из-за которых парализующий город забег не может стать событием международной важности и катализатором въездного туризма. И смотрим на результаты работы над ошибками.

1. Воды нет

Главная претензия к марафону в 2016 г. Тогда все хвалили врачей (благодаря оперативной работе которых никто не умер и серьезно не пострадал) и ненавидели организаторов.

Вода быстро закончилась — ее выпили самые быстрые. Остальным пришлось мириться с обезвоживанием. Организаторы не смогли обеспечить подвоз, потому что город перекрыт.

В этом году столбик термометра кое-как переваливал через отметку в двадцать градусов по Цельсию. Лил дождь. Спрос на воду был не таким ажиотажным. Но бегунов на дистанции снова мучила жажда. Как объясняют они сами, расстояние между пунктами, где можно попить, было слишком большим. В первый раз воду участникам забега предлагали в районе УПИ. Второй — только у Дворца молодежи.

2. Душная выставка-ярмарка вместо предстартового экспо

В прошлом году марафонцы начали страдать задолго до старта — в очередях к врачам, выдающим разрешительные справки, за номерами и прочей атрибутикой. Экспо, которое традиционно проводят устроители всех забегов по всему миру, в Екатеринбурге проходит в небольшом торговом центре. Причем в прошлом году организаторы сумели занять лишь угол в ТЦ. В итоге — духота, давка, очереди, обмороки.

В этом году площадку не сменили. И заранее попросили всех участников забега смириться с дискомфортом из-за ограниченного пространства. Однако, как отмечают сами марафонцы, всё прошло гораздо лучше. Потому что под Экспо выделили целый этаж ТЦ, медикам организовали относительно просторные кабинеты. Тем не менее, до общероссийских и, тем более, мировых стандартов «Европе-Азии» еще очень далеко. Бегуны, которые ездят на марафоны по всему миру, рассказывают: обычно, предстартовая выставка занимает площади, сопоставимые с павильоном «Екатеринбург-Экспо». И всё это пространство занимают спонсоры и партнеры забега. У нас такой площадкой мог бы стать, к примеру, ДИВС. Но, очевидно, спрос со стороны рекламодателей невелик. И это один из показателей того, что «фишкой» Екатеринбурга, заметным за пределами города событием «Европа — Азия» не стала.

3. Позорные номера, которые отваливаются от воды и пота

Мелочь, но обидно. Ламинированные бумажки, которые выдавали и по-прежнему выдают участникам на старте, плохо крепятся к одежде (булавками!), быстро теряют товарный вид, мнутся и намокают.

В итоге бегунам неудобно, зрителям и фотографам — некрасиво.

4. Горы мусора, которые уберут «когда-нибудь потом»

Брошенные на асфальт бутылки из-под воды — нормальная практика любого марафона, рассказывают опытные бегуны. Однако если мусор сразу же не убирать, его становится настолько много, что даже бежать неудобно. Именно так было в 2016-м в Екатеринбурге.

Спустя год, говорят участники забега, улицы по-прежнему завалены пустыми стаканчиками и ошметками еды. В этот раз бегунам раздавали еще и бананы с апельсинами и пропитанные водой губки. Всё это быстро оказывалось на асфальте, а убирать никто не спешил.

5. Нет медалей

Год назад организаторы приняли парадоксальное для уважающего себя спортивного мероприятия решение: прямо в день марафона открыли дополнительную регистрацию для тех, кто не озаботился этим заранее. В итоге приключились обидные накладки. Зарегистрировавшиеся на месте бегуны получили нечипованные номера. Из-за этого невозможно было отследить их маршрут и скорость. И мы так и не узнали, в частности, пробежала ли дистанцию участница шоу «Уральские пельмени» Юлия Михалкова или пришла просто пофотографироваться с подружками и медалькой.

Кстати, о медалях. Их не хватило. Причем даже тем, кто заранее прошел регистрацию. Конечно, было обидно. И аргументы в духе «ничего, вам мы отдадим медаль чуть позже» не работали.

В этом году исправились — жалоб на отсутствие медалей нет.

6. Зрителям здесь делать нечего

«Европа — Азия» остается марафоном для марафонцев. Даже на официальном сайте забега нет никакой информации для тех, кто хочет просто прийти и поболеть за спортсменов. О зрителях здесь как не думали, так и не думают. Очевидный пример — трибуна для болельщиков. По идее, места, где они могут разместиться, должны выглядеть вот так:

Простые, но защищенные от солнца и дождя трибуны.
Простые, но защищенные от солнца и дождя трибуны.

В Екатеринбурге — ничего похожего. Зрителям по-прежнему предлагают стоять на газонах вдоль маршрута.

На площади 1905 года им тоже делать особенно нечего. Небольшая лаундж-зона, постеленный прямо на плитку ковер искусственной травы, мишень и игрушечный лук для детей, ларьки со спортивным питанием и блинами. Собственно, всё. Есть еще сцена, на которой выступали артисты. Но расположена она неудобно: на небольшой площадке рядом с администрацией города. Зрителям там разместиться просто негде.

При этом, отмечают участники «Европы — Азии», болеет Екатеринбург на отлично. Скорее, вопреки усилиям организаторов. Подбадривающими криками и плакатами бегунов встречают и провожают практически на всей дистанции.

7. У марафона нет генерального спонсора

Мелкие, казалось бы, недочеты всё так же складываются в жирный минус. И «Европа — Азия» остается провинциальным спортивным мероприятием. Главная причина — конечно же деньги. У марафона по-прежнему нет генерального спонсора. Потому нет нормального экспо, достойной инфраструктуры для зрителей и бегунов, массированной рекламы и продвижения забега за пределами Екатеринбурга.

По неофициальной информации, организаторы марафона весь год вели переговоры с потенциальными генеральными партнерами. Спрос со стороны частных компаний на подобные мероприятия есть. Даже Сбербанк вкачивает маркетинговые бюджеты в спорт и, в частности, провел в Екатеринбурге собственный забег (ошибочно названный марафоном).

Осведомленные источники сообщают, что большим спонсором «Европы — Азии» мог стать, например, «Триколор». По некоторым данным, представители этой компании даже выражали интерес к екатеринбургскому забегу, но в конечном итоге ушли поддерживать питерский марафон.

Одна из причин — излишняя политизированность спортивного мероприятия. В этом смысле у «Европы — Азии» всё сложно. С одной стороны, забег официально поддерживает (в том числе финансово) администрация губернатора Свердловской области. Незадолго до старта мероприятия даже проскакивала информация, что Евгений Куйвашев намерен выйти на старт «Европы — Азии» (на велосипеде!). С другой стороны, этот забег традиционно считается марафоном Евгения Ройзмана. Он всегда бежит под первым номером, много рассказывает о марафоне, практически позиционируя себя в качестве одного из его организаторов. А в этом году мэр города публично пригласил на «Европу — Азию» Алексея Навального.

Такой коктейль потенциальных рисков, видимо, отпугивает рекламодателей, в конечном итоге предпочитающих строго спортивные забеги, не отягощенные политической и в особенности — предвыборной повесткой.