Циничная фээсбэшная многоходовочка. Рецензия Павла Матяжа на сериал «Спящие»

Сергей Минаев, Федор Бондарчук и неожиданно для всех Юрий Быков сняли для Первого канала сериал, в котором доблестные агенты ФСБ разыскивают пятую колонну в наводненной агентами ЦРУ Москве.

Ну, во-первых, «Спящие» — это фильм Барри Левинсона. Не такой уж старый, 1996 года. Про педофилов в системе детских исправительных учреждений в США.

   Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

Там Брэд Питт, Кевин Бейкон, Дастин Хоффман и Роберт Де Ниро снимались.

Вообще, раздражает эта манера наших телевизионных деятелей заимствовать у американских шоу не только формат, но и названия. Особенно если названия хорошие. Хотя сами наши деятели, возможно, думают при этом, что они не воруют, а бьют врага его же оружием. Переключаешь каналы — а там сначала «Шестое чувство», потом «Охотники за привидениями», а после них «Человек-невидимка», только это не знаменитые голливудские фильмы, а телешоу на канале ТВ-3. А «Сердце ангела» — это теперь не только фильм Алана Паркера с Микки Рурком, а еще и сериал про оборотней в погонах из питерского МВД. С Пореченковым. Кстати говоря, гораздо более смелый, чем «Спящие» от Первого канала.

   Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

«Сердце ангела», TriStar Pictures, 1987 и «Сердце ангела», DT Production, 2014

Вот и в этот раз, как ни печально, сценарист Сергей Минаев название взял у Левинсона, а основную идею — из сериала «Американцы», хотя сам говорит, что вдохновлялся, скорее, сериалом «Родина». Ну по крайней мере в смысле музыки с ним не поспоришь: действительно очень похоже на «Родину». Но в общем не суть, так или иначе, все это плагиат, а от Минаева никто ничего другого и не ждал.

Хотя сама мысль снять фильм про ФСБ не то чтобы хорошая, но интересная по меньшей мере, потому что про них вообще редко снимают. Про ментов чего только не сняли уже, а про сверхсекретную деятельность ФСБ – почти ничего. Зато рассказывают целыми днями по телевизору про то, как ЦРУ ведет среди нас подрывную работу, а ФСБ им противостоит; про геополитическую игру, которая уже тысячу лет ведется против России всем объединенным западным миром. Так что идея не то чтобы витала в воздухе — ее каждые несколько часов транслируют по всем федеральным каналам в выпусках новостей. Кто-нибудь в конце концов должен был клюнуть на это и снять кино или сериал.

   Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Бондарчук, Минаев и Быков сыграли в фильме эпизодические роли, которые распределили между собой довольно любопытно. Бондарчук вот сыграл вице-премьера РФ, которые такой «и вашим и нашим, с одной стороны элемент государственной машины, а с другой меценатствует».

На самом деле сериал даже лучше. С одной стороны, это так по старинке – патриотическое послание к согражданам транслирует первый центральный канал, а с другой — кино сейчас выходит из моды, кинотеатры стоят полупустые даже в субботу вечером, и весь массовый зритель переключился на сериалы. Так что в этом случае «старые средства – самые надежные», как говорил Джеймс Бонд.

   Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Юрий Быков (справа) на съемочной площадке с актерами

Так что же это за послание подготовили нам сценарист Сергей Минаев, продюсер Федор Бондарчук и режиссер Юрий Быков (который в этой компании выглядит чужеродно, но мы к нему по этому поводу еще вернемся)?

ЦРУ и их фактурный и носатый агент Пол Брэтфилд 15 лет спали. Ну, в смысле, не раскачивали лодку, не готовили в России теракты или бархатную революцию, пока фээсбэшники в 2013-м не решили подписать с китайцами мегаконтракт, который перевернет всю мировую геополитику на сто лет вперед. Не знаю, почему торговые вопросы решают в ФСБ, но в Вашингтоне почувствовали, что равновесие силы нарушено, и отдали своим русским агентам приказ просыпаться.

   Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Ко всяким блогерам и журналистам сценарий Минаева безжалостен — они все одномерные подонки, но к главной предательнице — безжалостному киллеру с позывным «Элли» — относится с непонятной симпатией: ей дана сложная судьба жертвы домашнго насилия. И когда она появляется, начинают скорбно играть скрипки. А когда убивает — она плачет. Ну почти.

Оказывается, всю Москву опутывает агентурная американская сеть. Шпионы спали в МИДе, в нефтегазовой отрасли, в журналах и газетах и даже в ФСБ. Теперь все они проснулись и первым делом устроили теракт в российском посольстве в Ливии. Там едва не погиб главный герой истории – полковник ФСБ Андрей Родионов, которого играет Сергей Петренко. И пока все спали, он 15 лет боролся с американцами в Египте, в Иране, Ираке в Афганистане и много где еще, но после теракта был командирован в Москву, потому что «спящие» после успеха в Ливии решили, что пора уже раскачивать российскую лодку, а там уж как пойдет, вплоть до оранжевой революции. Все что угодно, только бы не допустить договора с китайцами.

   Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

В фильм встроена семейная история оппозиционного журналиста, в эти моменты все это меньше напоминает политическую агитацию, но выглядит слегка притянутым за уши.

Одинокий, молчаливый и благородный агент ФСБ Петренко бродит по Москве и офигевает: кругом враги. Самые очевидные, конечно, журналисты, правозащитники и блогеры. Но и в целом вся эта либеральная интеллигенция самим своим образом мыслей льет воду на американскую мельницу. Поэтому особого внимания заслуживают рассадники этих мыслей – выставки современного искусства, ресторан «Герцен» (намек на московский «Пушкин») и высшие учебные заведения, в особенности МГИМО – настоящий институт врагов народа.

Среди гражданских друзей для героя не нашлось, но и в ФСБ, которое чаще здесь именуется Конторой, с друзьями не очень. Местный генерал дал ему в подчинение целую команду, но по ходу расследования каждый из них хотя бы раз стучал на другого, так что под конец вне подозрений остался только самый младший, фээсбэшный хакер, возможно, в силу своей одноклеточности, по ходу сериала он сменил четыре футболки, и все до одной — с Цоем. Ну как так можно — что он реально, кроме Цоя, ничего не слушает?

   Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

А это классные рыцари из МВД и ФСБ готовятся провести очередную спецоперацию.

В этой мрачной ситуации героя Петренко охватывает паранойя, и в этом состоянии он, как никто другой, эффективен в разрушении планов хитроумного агента Брэтфилда. Правда, поначалу фээсбэшники отстают от врага и позволяют цэрэушникам убрать местного Навального, потом местную Ксению Собчак, ну или не знаю, там некий собирательный образ либеральной светской дивы, а потом целый блогерский рассадник. В фильме они выведены такими аморальными, циничными, продажными и даже внешне неприятными, все время бухают и изменяют женам, так что зрителю их не жалко. Получили по заслугам подлые наймиты Запада!

   Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Дмитрий Ульянов играет главного редактора либеральной газеты «Зеркало» Ивана Журавлева и на всех официальных фото к фильму он почему-то валяется на полу.

Зачем ЦРУ устраняет собственных адептов? Чтобы подставить Контору конечно же! Вообще эта прекрасная мысль часто выплывает в околопатриотических интернет-баталиях: если ничего не происходит – значит фээсбэшники нормально делают работу, враг не дремлет, но наша броня крепка; а если вдруг случается теракт или политическое убийство – это провокация ЦРУ, чтобы подорвать доверие россиян к спецслужбам.

   Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Контора по ходу дела устраивает маски-шоу в некоторых учреждениях: министерстве иностранных дел, редакции оппозиционного СМИ и квартире журналиста.

Такими фээсбэшными каламбурами «Спящие» переполнены. Вообще фильм сделан с такой любовью к чекистам, которой я даже от Бондарчука с Минаевым не ожидал. В кабинетах хороших парней из ФСБ улыбаются с портретов Путин, Андропов и Железный Феликс. А у предателей-либералов только Ельцин и Нельсон Манделла, да формулы о свободе слова, справедливом суде и прогрессивном обществе. Но тот, кто громче всех об этом кричит, и оказывается в конце главным предателем и шпионом, готовым жену и Родину продать ради американского паспорта.

   Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Враги народа тут делятся на две категории: дураки и предатели. Дурачка-блогера играет Артем Семакин, и именно он напоминает фээсбэшникам про Сталина и 37-й.

Америкосы тоже довольно карикатурные, но у них по крайней мере есть стратегия, тоже, впрочем, карикатурная, потому что основана на книге Фрэнка Баума «Волшебник из страны Оз» и кодовые имена спящим агентам даны в соответствии с ней: Страшила, Дровосек, Лев и Элли – хотя по идее должна была бы быть Дороти. Забавно, что плагиатор Минаев использовал эту книгу в сценарии, уж не знаю, сознательно или бессознательно. Ведь это классический пример того, как русский писатель Волков, которого поначалу наняли как переводчика, содрал в результате у американца Баума сюжет книги, поменял имена нескольких персонажей и подписал получившееся своим именем.

   Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

В концовке сериал начинает неуловимо напоминать последнюю треть «Схватки» Майкла Манна.

Все это может быть любопытно только с точки зрения исследовательской, что ли, потому что в определенной степени дает представление о том, как они там в ФСБ видят своего зрителя и как преподносят ему ситуацию в стране и в мире. Непонятно только, как же в это глубоко вторичное и откровенно пропагандистское дело вляпался хороший режиссер Быков, который до этого снимал «Майора», «Дурака» и «Метод»?

   Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Сам Быков сыграл террориста наемника ЦРУ.

Он сам вчера разместил на своей странице «ВКонтакте» душераздирающий пост, в котором попросил прощения за собственную трусость и глупость, и заявил, что уходит из кино. Я, говорит, «слабый, сомневающийся человек, чья мягкость и дезориентированность в моменте привела к тому, что лучшие умы страны от меня окончательно отвернулись. Я не могу сказать, что я не понимал, на что иду, но, видимо, до конца не осознавал, насколько непростительно быть недостаточно точным, честным и аккуратным с темой в сериале «Спящие». Сотни честных людей пострадали от режима и произвола власти, которую я пытался защитить в этом сериале».

Хотя, может быть, конечно, это тоже какая-то циничная фээсбэшная многоходовочка для привлечения дополнительного зрительского внимания.