Мамочка, теперь я майнер: сколько стоит построить криптоферму на балконе и реально ли на ней заработать

Айтишник и криптоанархист Владимир Дробышевский вот уже несколько месяцев ведет эксперимент по добыче криптовалюты на майнинговой ферме, построенной своими руками. Реально ли разбогатеть, круглосуточно накачивая электричеством несколько видеокарт, каких вложений требует такой бизнес и сколько может принести? Промежуточные итоги эксперимента он подводит в авторской колонке для 66.RU.

Где-то в начале июля мы с другом сидели в кафе, пили кофе и обсуждали всякую всячину. Слово за слово перешли к теме криптовалют и майнинга. Помню, даже поспорили по поводу прибыльности этого дела (хотя оба довольно скептически относились к идее, да и к криптовалютам в целом). Там же посмотрели цены на видеокарты, примерно прикинули обвязку, расходы на электричество, доходность на тот момент… и решили посчитать более подробно. А сделав предварительные расчеты, пришли к мысли провести эксперимент. Натурный, так сказать. Сказано — сделано.

Начать решили с шести карт на nVidia GeForce GTX 1080Ti, а учитывая особенности архитектуры графического процессора, подходящей кандидатурой на добычу оказался Zсash. Основной фактор, на который смотрели, — это доходность. Что касается карт, то топовые устройства в линейке были выбраны не случайно: предположили, что в случае обвала на рынке криптовалют их можно будет реализовать с наименьшим дисконтом относительно цены покупки (значительная часть домашних майнеров ориентирована на более дешевые варианты, соответственно, на рынке их окажется существенно больше, чем самых дорогих).

По тем же соображениям мы не стали делать выбор в пользу готовых решений для майнинга, условного ASIC (устройства, предназначенные исключительно для майнинга различных криптовалют, — прим. ред.). В случае обвала они окажутся просто никому не нужны, хотя, конечно, очень производительны.

Карты купили в США (eBay, Amazon) по весьма простой причине: на российском рынке они в дефиците и дороже примерно на треть. Там же взяли блоки питания, материнскую плату и прочие компоненты.

Тут возникла небольшая проблема с доставкой. По таможенному законодательству, беспошлинно гражданин имеет право ввезти товар не более чем на 1000 евро в месяц. Пришлось договориться со знакомыми и некоторые карты заказать на их имя. Часть компонентов — например, разъемы питания, райзеры для видеокарт и т.п. — покупали на AliExpress.

Фото: © 66.RU
Фото: © 66.RU

Вложения в карты — основные, было потрачено около 270 тыс. руб., обвязка вышла в 56 тыс. руб. Полный расклад по компонентам — на картинке.

Стоимость подобных комплектов под ключ в России начинается с 400–500 тыс. руб., их можно приобрести на Avito. Впрочем, в большинстве объявлений фигурируют менее производительные видеокарты, кроме того, практически отсутствует возможность установить их реальный пробег и техническое состояние.

В общем, всё делали своими руками. Полторы недели ушло на столярно-слесарные и электронно-паяльные работы — собирали корпус и кабели питания. Для электроснабжения фермы взяли два серверных блока питания (по 2,4 КВт), провода для их подключения к видеокартам пришлось изготавливать самостоятельно.

Отдельное время было потрачено на полную автоматизацию работы фермы. В отличие от большинства майнеров, я изначально рассчитывал на то, что всё должно работать само, при минимальном внимании и вмешательстве, поэтому в качестве операционной системы был выбран Linux, заранее приобретены аппаратные средства контроля работоспособности фермы (перезагружающие ее автоматически в случае зависания — USB watchdog), а также написана простейшая утилита контроля программного обеспечения для майнинга, также перезагружающая всю ферму при подвисании отдельных карт.

Ну, и, конечно, было «сделано всё красиво»: автоматический запуск, контроль мгновенных значений температуры, оборотов вентилятора и потребления электроэнергии и т.д.

Стоит сказать, что позже, уже на добытую криптовалюту, была приобретена еще одна видеокарта. То есть сейчас работают семь устройств. Общее потребление электроэнергии — в районе 2,2–2,3 КВт*ч. Чтобы было понятно и для наглядности: 85% всей электроэнергии в квартире потребляет ферма. Это с учетом того, что у меня два кондиционера, электроплита, духовой шкаф, стиралка, теплые полы и прочие утюги с чайниками.

Переходим к самому интересному — бухгалтерии. К публикации я прилагаю набор таблиц со всеми данными по проекту «Криптоанархия» — любой может ознакомиться с финансовыми показателями и сделать свои выводы. Раздел «Расчеты и выплаты» является, наверное, самым интересным, он в числе прочего позволяет посмотреть, сколько можно было заработать реальных денег, если бы криптовалюта конвертировалась в фиат (реальные деньги) сразу же после добычи.

Показана и полная сумма заработанных с начала эксперимента монет, и экстраполированный на основе последних трех транзакций доход в неделю и месяц. Очевидно, что в связи с высокой волатильностью нужно весьма осторожно относиться к этим цифрам, но некоторые предположения они сделать позволяют.

Фото: © 66.RU
Фото: © 66.RU

Из таблиц видно, что с начала работы фермы в августе 2017 г. доход за вычетом всех расходов составип порядка 66 тыс. руб. (ориентировочно по 25 тыс. руб. в месяц).

Примерно 23 октября в результате роста сложности добычи и падения курса Zсash мы переключились на добычу Vertcoin. В связи с этим таблица слегка устарела: пока нет возможности автоматически загружать данные о добыче этих монет. В ближайшее время таблица будет переделана, чтобы реализовать эту возможность и отражать полную картину.

Изначально наши расчеты показывали срок окупаемости в 7–8 месяцев (с учетом остаточной стоимости видеокарт), в реальности же закладывали на полную окупаемость год. Прогнозы, в принципе, сбываются. Это в том случае, если складировать все заработанные монеты в кошельки и никуда их не тратить. Кстати, не так давно Zcash поднимался почти до $500, что при продаже добытых четырех с лишним монет окупило бы сразу 30% всех затрат.

Сейчас мы допустили естественный сдвиг сроков окупаемости: возросла стоимость добычи, мы вкладываем заработанное в расширение производства (при имеющихся семи картах — в перспективе их должно стать 12).

Нужно сказать еще вот о чем: ни одна виртуальная монета не конвертировалась нами в реальные деньги (седьмая карта, например, была куплена за криптовалюту, конечно же не в России). Всё заработанное хранится на кошельках с учетом определенной диверсификации — что-то хранится в биткоинах, что-то в Zcash, что-то в Vertcoin.

Говорить о выводе средств и превращении их в полновесные российские рубли можем лишь теоретически, поскольку определенное опасение вызывает законность этих действий (привет налоговой!). Но разговаривать-то об этом никто не запрещал. Скажем так, вывод заработанного с учетом всех конвертаций и комиссий обойдется в 6–7%. Конечно, с нетерпением ждем изменений в российском законодательстве, хотелось бы иметь легальную возможность обменивать криптовалюту на рубли и честно платить налоги. Пока же сидим в крипте.

P.S. В качестве disclaimer. Это эксперимент. Это не бизнес и не способ зарабатывать на жизнь. В связи с высокой волатильностью и слабой предсказуемостью в подобные игры можно играть только на деньги, которые не жалко потерять. Это касается как майнинга, так и трейдинга. Помните об этом, пожалуйста.