Откуда берутся колеи на дорогах. Один простой пример

Две стороны одной улицы, два разных подрядчика — и такая разная судьба!

Всё как в бородатом анекдоте: «Одну ногу я побрила обычным станком, другую — древообрабатывающим»: вот Объездная, две половины которой отремонтированы разными организациями примерно в одно время (осень-2012/весна-2013).

Смотрим пристально на левую сторону:

Смотрим пристально на правую сторону:

Без приближения ясно, что справа асфальт ровнее, чем слева — на нем по крайней мере нет колеи и асфальт не отлетает кусками.

Возникает резонный вопрос: как же так? В городской администрации по традиции видят две причины образования колейности дорог: шипы и большегрузы.

При этом, если рассматривать конкретный участок дороги, то логично предположить, что поток автомобилей с шипованной резиной, движущийся в одну сторону, примерно эквивалентен потоку автомобилей с шипованной резиной, движущемуся в обратном направлении. О большегрузах и говорить не приходится: Объездная для них родная. При этом с одной стороны есть колея, с другой — нет.

Алексей Беззуб, «Росяма»:

— К сожалению, подрядчики ремонтируют дороги с нарушением технологии, у них администрация эту работу принимает, оплачивает, дорога едва дотягивает до конца гарантии. И вместо того чтобы переделать откровенный брак по гарантии, нам начинают рассказывать, что во всем виноваты шипы и климат. Пять лет назад образовалось движение «РосЯма — Екатеринбург», мы не давали укладывать асфальт во время дождя, заставляли администрацию не платить бракоделам, в результате при одинаковой стоимости срок службы дорог увеличился в несколько раз. Один из примеров — Объездная. Или еще один пример — проспект Ленина перед 8 Марта. Дорогу сделали в 2012 г., через два года появились колеи, этот участок переделали — и уже три года нет колей. Согласитесь, что дело не в шипах?

При этом совсем сбрасывать со счетов шипы не стоит: это не выдумка властей Екатеринбурга, шипованные шины действительно изнашивают дорожное полотно сильнее, чем нешипованные. Этим вопросом давно озаботились власти ЕС и сопредельных государств и обязали все шинные компании проводить специальные тесты для всех новых моделей: прототипы покрышек проезжают по специальным гранитным плиткам порядка 400 раз на скорости 100 км/ч, в некоторых случаях плитку дополнительно увлажняют для усиления износа.

В конце испытаний плитки взвешивают для определения степени истирания их шипами. Если износ выше требуемого, то фирму-производителя могут обязать работать дальше над формой и весом шипа, что поможет снизить нагрузку на полотно.