Почему ностальгировать по лихим 90-м теперь модно. Репортаж с главной тусовки эпохи

«Остров 90-х» проходит в Екатеринбурге уже во второй раз. Часть гостей фестиваля действительно выросла в 90-е, но большинство в эту эпоху только родилось и едва ее помнит. Рассказываем, зачем по 90-м ностальгируют те, кто в них никогда не жил, и ради чего они пришли на фестиваль.

В этом году специальный выпуск «Острова» прошел ко дню рождения Ельцин Центра на всех главных площадках центра. В этот раз посетителей ждали рейв в память о знаменитой Gagarin Party, рэп-баттлы, встречи с известными людьми из мира культуры и медиа, поэтические чтения, живые версии знаменитых телепрограмм и разговорный марафон, в котором звездные пары вспоминают о своих 90-х.

Организаторы объясняют популярность ностальгического фестиваля тем, что эпохой 90-х люди не успели насладиться. Для них 90-е — это обширная и многогранная эпоха, которая позволяет каждый раз делать фестиваль новым и интересным.

Елена Родионова, специалист PR-службы Ельцин-центра:

— Сейчас на пике популярности мода, фильмы, книги и музыка из 80-х и 90-х. Те, кому сейчас около восемнадцати, в то время вообще не жили. Они не успели застать эпоху, но зато сейчас могут увидеть, какой она была. Им это интересно.

Концепция фестиваля осталась все той же ностальгической, но многое изменилось. Если в том году в качестве музыкального сопровождения фестиваля выступила группа «Мумий Тролль», в этот раз акцент сделали на электронной музыке. Лекции и дискуссии перевели в более интересный формат: в конференц-зале устроили целый разговорный марафон «90-е: двойной портрет». Звездные семейные пары — журналисты, политики, бизнесмены и писатели рассказывали о своих девяностых.

Фото: Константин Мельницкий, 66.RU
Фото: Константин Мельницкий, 66.RU

Литературный критик Анна Наринская и медиаменеджер Константин Чернозотонский делились воспоминаниями о музыке 90-х. Кстати, а вы, например, знали, что один из первых популярных российских диджеев Грув записал свой трек «Счастье есть» с голосами Михаила и Раисы Горбачевых?

Издатель «Медузы» Илья Красильщик проверил екатеринбуржцев на знание старых рекламных роликов. Реклама 90-х была абсолютно свободна, абсурдна и возмутительна. Рекламировались финансовые пирамиды. Ролики были наивными и смешными. Реклама бурно обсуждалась и даже служила образцом авангардного искусства. В ней были въедливые фразы — все помнят, как «тетя Ася приехала».

Из самых классных — реклама вентиляторного завода, снятая той же командой, что и фильм «Маленькая Вера», рекламы банка «Империал», финансовой пирамиды «МММ», колы, «Рондо» и батончика «Шок». Но вне всякой конкуренции — неочевидный ролик, рекламирующий налоговую инспекцию.

Красильщик рассказал журналисту 66.RU, что, по его мнению, «Остров 90-х» в частности и «Ельцин-центр» в целом — это попытка смягчить сложную и противоречивую эпоху и вспомнить ее, сгладив все острые углы.

Илья Красильщик, издатель «Медузы»:

— Никто не мешает нам любить эпохи, которые мы не застали. При этом часто мы любим в них то, что жившие тогда люди ненавидели, считали отвратительным или вообще не замечали. Но это уже другая любовь: 90-е отошли и превратились в эстетику, которая по разным причинам привлекает. Это такой интересный и сложный момент жизни, который нельзя описывать одним взглядом. 90-е — это, с одной стороны, дары рейва, рекламы и секс-свободы, но и одновременно война в Чечне. Соединить это вместе сложно.
Фото: Константин Мельницкий, 66.RU
Фото: Константин Мельницкий, 66.RU

Многие пришли на фестиваль для того, чтобы модно одеться и сделать луки на фоне ковра. Интересно, что моду 90-х сегодня вспоминают те, кто в те годы был совсем маленьким. Они связывают 90-е с романтизированной модной эстетикой, которую обязательно хочется попробовать.

Елена Бабушкина, главный редактор The Village Екатеринбург:

— Я родилась в конце 80-х, и для меня середина 90-х была тем временем, когда я только пошла в первый класс. Мне нравилась вся эта мода взрослых. Сейчас для меня это воспоминания о том, какой тогда была красивой мама, какой крутой была ее одежда. Мне тоже хотелось ее носить.

На площадке бьюти-студии девушки могли сделать себе яркий макияж из 90-х. Цветные пряди и желтые ресницы появлялись под музыкальное сопровождение группы «Руки Вверх». Майки кислотных расцветок под яркими спортивками, вареные джинсы и комбинезоны, бейсболки и легинсы, старые свитера. Все это здесь не вызывало ни капли негатива — наоборот, чем ярче и контрастнее ты выглядел, тем моднее ты был.

Как объяснила журналисту 66.RU визажист Марина Санникова, мейк-ап со времен 90-х сильно изменился. Раньше макияж был полноценным. Люди пытались создать яркие акценты и безумство цветов. Модными были жирные стрелы, брови-ниточки, блестки и розовая перламутровая помада. Но сейчас 90-е становятся снова симпатичны людям, потому что эпоху активно пропагандируют журналы и законодатели моды.

Другая яркая точка 90-х — это появившаяся в ту эпоху музыка. Главной была электроника, которая фонтанировала идеями и бесперебойно поставляла новых героев. В память о легендарных электронных фестивалях 90-х на «Острове 90-х» прошел многочасовой рейв, который начался со смотра достижений уральской электронной музыки. В программе также было последнее шоу звезды Hyperboloid Records Алексея Девянина, известного как Pixelord, и уникальные — впервые в Екатеринбурге — выступления культовых первопроходцев российской электроники «Новых композиторов» и Solar X.

Участник промо-бюро «Теснота» Вячеслав Душин рассказал, что рейв — важное явление музыки 90-х. В то время музыка отличалась свободой и раскрепощенностью. Появилось много уникальных групп, постоянно проходили интересные концерты и фестивали. Вячеслав считает, что людям приятно вспоминать 90-е не столько из-за того, что те оставили в истории большой культурный и политический вклад, сколько из-за тенденции на revival (возрождение, — прим. ред.) в целом.

Вячеслав Душин, участник промо-бюро «Теснота»:

— Мы вспоминаем те десятилетия, которые были двадцать лет назад. В нулевые вспоминали восьмидесятые, в десятые — 90-е. Скоро мы зайдем в 20-е и будем ностальгировать по нулевым. Рефлексировать по тому, что произошло в 90-е — значит, осмыслять внутренние преобразования, которые произошли с нами в детстве под влиянием того, что творилось тогда.
Фото: Константин Мельницкий, 66.RU
Фото: Константин Мельницкий, 66.RU

А вот совсем молодые гости фестиваля подходят к эпохе философски. Как рассказала журналисту 66.RU 21-летняя Елизавета Сушинцева, для нее 90-е — это время свободы и романтики.

Елизавета Сушинцева, студентка:

— Если сравнивать эпоху 90-х с тем, что есть сейчас, то прав и свобод в ней было гораздо больше. Не зря говорили, что это время было лихим — тогда всем казалось, что можно всё. Романтизм, безумие и наивность — это то, чего не хватает такому прагматичному и скептичному поколению, как мы. Поэтому 90-е — это по-своему круто.

Что будет в программе следующего «Острова» — организаторы не раскрывают. Но обещают, что 90-е настолько богаты, что мероприятие снова получится новым и интересным.