Полтора килограмма противоударных знаний. Первый тест электронного школьного учебника от «Ростеха»

7 September 2017

Его можно кидать, крутить, тыкать в него пальцем и стилусом. Но пока нельзя забрать домой. Корреспонденты 66.RU протестировали устройство, которое, по мнению разработчиков, в ближайшем будущем вытеснит привычные учебники из портфелей школьников.

Специалисты Национального центра электронного образования (НЦЭО) — структуры «Ростеха», которая реализует проект по созданию электронной образовательной среды, — даже не называют новое устройство планшетом.

Константин Козлов, генеральный директор НЦЭО:

— Гаджет, который получили свердловские школьники, — это прототип. Думаю, даже через месяц, когда мы соберем первые итоги работы с такой формой обучения, многие его функции будут доработаны.

Пока изготовили около 10 тыс. таких «прототипов». Их получат ученики 350 классов в школах Екатеринбурга и Нижнего Тагила. Список екатеринбургских школ, чьи ученики будут получать знания в новой форме, можно посмотреть здесь.

Для ребят (и их родителей) девайсы абсолютно бесплатны. Школы также получили их на безвозмездной основе: пользоваться устройствами можно будет в течение учебного года 2017/2018, пока идет обкатка новой формы обучения.

   Фото: Константин Мельницкий, 66.ru
Фото: Константин Мельницкий, 66.ru

Ученики 3 «А» класса гимназии №120 сегодня первый раз увидели новые девайсы. За три урока они успели изучить большинство функций. «Разобрались быстрее меня, как перелистывать страницы, как регулировать звук», — рассказывает классный руководитель.

В 120-й гимназии в эксперименте по внедрению электронного образования участвуют третьи классы.

Ирина Писклова, директор гимназии №120:

— Учебники мы получили 31 августа. Пока все распаковали, пока попробовали, пока зарядили. Сегодня первые ученики получили устройства — как видите, оно одно на парту. В дальнейшем будет у каждого ученика. У нас в параллели 128 третьеклассников — каждый получит гаджет.

   Фото: Константин Мельницкий, 66.ru
Фото: Константин Мельницкий, 66.ru

Сейчас в электронное устройство, используемое учениками 120-й гимназии, закачаны две части учебника по литературе и три — по русскому языку. Электронная страница, в принципе, похожа на свою бумажную версию. Но есть все возможности для интерактива: материалы сопровождаются специальными значками: кликнув на них («Можно и пальцем, экран реагирует, но мы просим ребят все-таки пользоваться стилусом», — пояснили педагоги), ученики получают на соседнем экране задание. В русском языке, к примеру, можно вставить с помощью выпадающего окошка необходимое буквосочетание в слово (скажем, [сн], [стн] — в [ужасный]).

В устройстве два экрана, один работает по принципу электронных чернил. «На нем и проводится основная работа: ребята читают, выполняют тесты, делают какие-то задания, не напрягая глаз, — все по СанПиНу», — поясняют педагоги. Второй экран — мультимедийный: с его помощью можно просмотреть ролики, прослушать музыку (например, читая рассказ по литературе, в котором упомянута композиция Чайковского из «Времен года», ребенок может кликнуть на соответствующий значок и прослушать трек).

Константин Козлов:

— Все устройства имеют доступ в интернет, но он регламентирован учителем: как только начинается урок, выйти в Сеть ребенок не сможет. Или сможет, но только на те ресурсы, которые необходимы для этого предмета.

Сейчас ученики входят в устройство с помощью логина/пароля, который обеспечивает доступ к необходимому контенту. «Ребенок ввел свои данные — система распознала его как Петю Иванова 9 лет и выдала ему соответствующий возрасту контент», — пояснили разработчики.

Они предполагают, что в дальнейшем гаджет будет подключен и к соцсетям. «Если у ребенка есть аккаунт «ВКонтакте», он сможет заходить в него с этого же планшета. Зачем нужна такая возможность? Наша задача — интегрировать это устройство в обычную жизнь школьника. Если дети сейчас общаются в соцсетях, пусть они это смогут делать с одного устройства. При этом учитель видит, сколько времени ребенок провел «ВКонтакте», сколько потратил на чтение, а сколько — на выполнение тестов», — пояснили разработчики.

Все данные о выполненных (и не выполненных) работах находятся в облаке: учитель может мгновенно проверить и оценить работу («Никаких листочков!» — радуются педагоги). В идеале все оценки тут же появляются в электронном дневнике.

   Фото: Константин Мельницкий, 66.ru
Фото: Константин Мельницкий, 66.ru

Чернильный экран не вызывает нареканий, а вот о мультимедийном этого сказать нельзя — он сильно бликует.

Татьяна Герасимова, заместитель директора гимназии №120 по учебно-воспитательной работе:

— Пока электронные устройства будут находиться в классе. Мы планируем в ближайшее время загрузить в них оставшиеся учебные программы, и тогда ученики смогут оставлять дома все учебники, с собой будут брать только тетради и пеналы. То есть в школе будут заниматься с помощью планшета, а домашнюю работу делать по бумажным учебникам.

   Фото: Константин Мельницкий, 66.ru
Фото: Константин Мельницкий, 66.ru

Одна из проблем сегодня, по словам учителей, — зарядить устройства. «Учебный план выстроен таким образом, что ребята используют в основном чернильный экран. Мультимедиа в составе урока занимает максимум пять минут, поэтому устройство может работать целый день, но на ночь его все равно надо поставить на подзарядку. Представляете, что такое одновременно зарядить 128 гаджетов!» — комментируют педагоги. Разработчики для этих целей предусмотрели специальные зарядные фермы, но пока в школах их не установили.

В результате эксперимента специалисты хотят создать не просто систему проверки знаний, а настоящую электронную образовательную среду. Детям интересна такая форма обучения — гаджеты для них дело привычное. «Мы должны научиться использовать этот интерес в образовательных целях, давать детям такой контент, который в итоге будет вызывать у них стремление учиться», — поясняют разработчики.

При этом создатели девайса говорят, что устройство, которое будут в итоге использовать школы, может быть любым. Своей целью разработчики видят создание целой системы — от идентификации ученика и выдачи ему заданий до оценки знаний и стимулирования интереса к учебе, — которую впоследствии можно будет использовать на любом девайсе.

   Фото: Константин Мельницкий, 66.ru
Фото: Константин Мельницкий, 66.ru

Гаджет от «Ростеха» весит 1,2 кг и стоит (при существующей начинке и материалах) около 30 тыс. руб. Но разработчики уверяют, что уже сейчас эта стоимость может быть снижена до 20 тыс. руб. Вес тоже может быть уменьшен — без вреда для функциональности.

Итоги эксперимента оценят через год. Результаты будут рассматривать с двух точек зрения. Первая — техническая: как выстроить систему таким образом, чтобы она не давала сбоев, какие потребуются каналы связи, Wi-Fi-модули и проч. Также оценят стоимость внедрения и владения этой системой: напомним, на эксперимент с электронными учебниками в Свердловской области «Ростех» потратил 450 млн руб. При этом девайсы получили далеко не все школы. В сельской местности, где нет проводных каналов связи, внедрение новой системы будет стоить существенно больше, чем в рядовой городской школе.

Второй фактор — учебный: как новая форма обучения повлияет на образовательный процесс. Чтобы оценить это, в качестве экспертов привлекли сотрудников Челябинского государственного педагогического университета.

Константин Козлов:

— Они находятся близко, могут проводить опросы, присутствовать, если надо, на занятиях и при этом не находятся в сфере влияния свердловских властей.

По мнению специалистов НЦЭО, рост успеваемости при внедрении электронной системы составит не менее 15%.