«Вам нужна история, а не новодел». Профессор из Англии — о том, как затащить туристов на Урал

Мы встретились с социологом, профессором культурной экономики Городского университета Лондона Энди Прэттом и попросили его оценить туристический потенциал Среднего Урала. Он готовых решений не предложил, но обозначил вектор интереса иностранных граждан и посоветовал заняться сначала логистикой, а потом уже созданием новых достопримечательностей.

— Обратите внимание на то, что уже сейчас может стать визитной карточкой Екатеринбурга. Я не исключаю, что такая точка притяжения для туристов может находиться за городом. Какое-то знаковое место. Подумайте: что делает вас уникальными? Что такого есть в образе жизни уральцев, что может заинтересовать людей со всего мира? За что можно зацепиться? Главное тут — чтобы это была настоящая история, а не копия того, что уже где-то было. Так, например, в Лас-Вегасе строят Эйфелеву башню, пирамиды, но ведь люди едут туда не за этим.

Принято считать, что для людей гораздо важнее впечатления, а не вещи. Какие впечатления ваш город может предложить людям? Не нужно зацикливаться на строительстве нового объекта. Может быть, то, что нематериально, окажется более привлекательным, чем вещи. Екатеринбург — не столичный, не имперский город, но в то же время он имеет свой характер, который и делает его уникальным. Могу сказать, что мне понравилось в вашем городе: то, как он планировался на первых этапах. Но, наверное, это заинтересует только меня, потому что у меня есть опыт в городском планировании и мне в принципе интересны эти процессы.

Если вы хотите развивать региональный туризм, то для начала я бы посоветовал местным властям заняться транспортной системой между центром и областными достопримечательностями. Она должна быть хорошо и понятно организована. Но самое главное — это создать историю, которая будет трогать гостей Урала, привлекать их. Конечно, она должна быть связана с культурным наследием региона.

Местное население тоже должно быть вовлечено в эту историю. Оно тоже должно в нее верить, она должна их трогать. Решение проблемы не всегда в том, чтобы первым делом привлечь иностранных туристов или людей из других городов России. Для начала сделайте так, чтобы люди, которые уже живут здесь, захотели поучаствовать в этой истории, и уже потом привлекайте других. И будьте открыты новым идеям!

Проблема продвижения городов — это всегда вопрос инвестиций. Задача властей — сделать так, чтобы город стал привлекательным не только для туристов, но и для тех людей, которые приезжают, чтобы работать в местных компаниях. Не так давно главными инструментами для привлечения людей были показатели уровня жизни: чем они выше — тем привлекательнее город. Это зеленые пространства (парки), хорошее образование и жилье. Кто-то даже предоставлял дешевую землю для компаний, которые строили на ней свои заводы. Это как гонка вооружений. Не стоит забывать, что многие города потеряли рабочие места и, соответственно, людей. Создавая новые рабочие места, открывая новые производства, городские власти привлекают и инвестиции.

Сейчас многие города поняли, что культура для них — это такая же отрасль экономики, как и другие, она приносит деньги. Поэтому они стали в это вкладывать. Например, около 20–30% роста ВВП Нью-Йорка и Лондона составляет культурный сектор. Для них это не просто украшение, это что-то реальное, то, что создает деньги, работу, места, население. И это абсолютно глобальное, коренное изменение мышления политиков. Многие города проводят серьезные исследования того, как культурные проекты влияют на их экономическое положение.

Мы сейчас находимся в переходном периоде, когда мы больше не воспринимаем культуру как инструмент. Это уже не маркетинг, это наконец-то о культуре. Но политики до сих пор любят использовать культуру как рекламный ход для продвижения города. Каждый мэр хочет быть мэром самого креативного города в мире, и уговорить их сфокусироваться на чем-то еще практически невозможно. По всему миру можно увидеть такие проекты, как в Бильбао, к примеру, где остаются арт-галереи, музеи, которые вроде бы продвигают город, но через пару лет никто туда уже не ходит.

Один из позитивных примеров заинтересованности властей в развитии культурного пространства — проект Cultural Mile в Лондоне. Мы использовали только те ресурсы, которые уже есть в городе, и не привлекали чего-то еще. Мы сконцентрировались на конкретной части города — это финансовый центр Лондона, Square Mile. На ней расположены банки и разные финансовые организации. Больше там ничего нет. После того как у сотрудников банков заканчивается рабочий день, это место вымирает. Городские власти решили изменить это с помощью культурных организаций, которые находятся поблизости. Идея в том, чтобы соединить их в сеть, чтобы люди могли взаимодействовать между собой и чувствовать себя комфортно даже среди этих высотных зданий.