Дизайнер Renault оценивает колхозный тюнинг made in Russia (угар!)

Кирилл Зайцев (66.ru/auto); коллаж Артём Силантьев
Кирилл Зайцев (66.ru/auto); коллаж Артём Силантьев

Вице-президент альянса Renault-Nissan-Mitsubishi по дизайну на один день приехал в Екатеринбург пообщаться со студентами УрГАХУ, а я решил сделать ему больно и показал подборку дичайшего русского тюнинга.

«Низкие ТАЗы», «Жигули» с дверьми «как у Ламбо», золотые «Гелики», ковры и кожа на кузове — даже непрофессионалов от таких вещей тошнит, что уж говорить про именитых дизайнеров! Больше всего я боялся, что у Энтони Грейда глаза начнут кровоточить, но французы* — люди стойкие, а еще — галантные, и, вместо того чтобы заплакать кровавыми слезами, мсьё Грейд пришел к поистине парадоксальным выводам о российских автомобилистах.

* хотя коллеги поправляют, что всё-таки англичанин, пусть и родился во Франции

- Рад снова приветствовать вас в Екатеринбурге, и сейчас будет не обычное интервью. Я бы хотел обсудить с вами безумный русский тюнинг, самоделки, самопал. Очень хочу услышать ваше мнение об этом явлении. И начнём с аэрографии: это нанесение изображений на кузов. Что думаете, насколько уместно делать такое на машине?

- Я смотрю, у вас это популярно! Нигде больше я ничего подобного не встречал. Думаю, если можешь сделать что-то такое – делай! Это же как татуировки: мне они могут не нравиться, но людям-то нравится. Если это приносит человеку радость, круто! А ещё это даёт машине вторую жизнь.

- Вы правда видели это только в России, разве это не всемирный тренд?!

- Возможно, в небольших количествах это встречается в Европе, раньше было популярно в Японии. А почему русские это делают?

- Точно не знаю, но одна из причин – защита от угона. Никто не захочет угонять такую машину.

- Хорошая причина! Может, однажды это станет модным по всему миру. Но я думаю, что в большей степени это идёт от желания подчеркнуть своё «Я», свою уникальность. Круто же!

- Вот ещё пример аэрографии: парень, наверное, думает, что спрятался раз он в камуфляже!

- Это прямо круто! Очень эстетично. Даже мы между собой иногда обсуждаем возможность сделать специальную серию какого-то автомобиля в камуфляже, спорим, надо/не надо, потому что выглядит воинственно. Конкретно здесь похоже на камуфляж, которым мы защищаем наши прототипы до их показа широкой публике – ну, чтоб журналисты не сфотографировали. И, поверьте, мы тратим кучу времени на дизайн такого камуфляжа. Всё, чтоб вы не угадали очертания грядущей модели.

Конкретно этот камуфляж сделан очень хорошо – и в плане подбора цвета, и в плане графики: жёлтое на сером выглядит очень сильно. А ещё и колёса светлые, контрастные – вообще круто!

- Моё любимое: лоурайдеры на базе «Лады»!!Парень, похоже, убеждён, что так более красиво…

- Времена меняются, раньше молодёжь для этих целей покупала «Самары», сейчас в ходу «Приора». Прослеживается привязанность к «Ладе», ведь эти машины легко модифицировать, они не такие чтоб технологичные. Раньше это явление лоурайдинга было популярно в Европе.

Конкретно этот случай – очень проработанный: смотрите на графику, такое возможно только в России! Если мы отмотаем обратно в 60-е, то в США были популярны лоурайдеры, вот здесь – своеобразная такая интерпретация машин тех времён. Это круто, все эти посаженные «Лады» получаются очень экспрессивными, мне нравится!

- Вот еще, с более старой моделью.

- Мда, но это не так круто. Предыдущая была лучше – ты на неё смотришь и улыбаешься: «Да, это круто!» Кстати, мы как-то в Тольятти заказали такси, приехала вот такая машина, так там водитель сидел примерно так, и сзади места для пассажиров просто не оставалось! Но парни на таких машинах клёвые, конечно.

- Вот тут классика – две полоски как на гоночных машинах прошлого. Уместны ли они на маленьких повседневных авто типа «Сандеро» или «Фиесты»?

- Да, конечно. Это отличная графика, эти полосы – всегда уместная идея. Смотрится нормально, плюс, это действительно классический подход, и такой вариант – вне времени.

- Думаю, это ещё и самый дешёвый ,и простейший вариант «украсить» свою машину.

- Пер со на ли зи ро вать! Вариантов сделать это много, особенно когда покупаешь подержанное авто, и хочется сделать его действительно своим. Ведь покупают-то авто по многим причинам, нередко – из экономии.

- Что думаете про гоночные ливреи на дорожных машинах?

- Как тут не воскликнуть: «Ну что за страна, а?!» Понимаете, в чём дело: вот это показывает, что у вас всё ещё горит страсть к автомобилям! В других частях света – даже в Японии – страсть прошла. Есть, конечно, отдельные автоклубы, куда люди ещё вступают, но фанатизма как такового нет. Российские дети, и подросшие дети, и старые «дети» всё ещё заинтересованы именно в автомобиле. Потому что для вас это всё равно ещё в диковинку – массово владеть машинами россияне начали 20 лет назад. Личным авто, которое твоё и только твоё. Я понимаю этот подход, в то время как в Европе никто больше не ездит в ливрее «Мартини Рейсинг». Может, потому что полиции это не нравится.

- Грустно! А вот моё любимое – СПОЙЛЕРЫ!

- Да, спойлеры. Я начинал свою карьеру в «Форде», и наша команда работала над задним спойлером к Cosworth Sierra – двухэтажным таким.

- Он был огромный!

- Да, а потом одним из моих проектов был RS500 Cosworth Sierra, и там мы сделали крыло ещё больше! Сейчас у меня Lotus Exige, и там примерно такой же спойлер. Мне нравится! Но я не уверен, что это уместно на «Джуке».

- Мда, смотрится абсурдно.

- Да, это уместно на более низких машинах. В случае с Juke он никак не влияет на перфоманс. Но если хозяин счастлив, я рад за него.

- С какими типами кузова спойлер смотрится уместно?

- На всех фастбеках, на седанах отлично! Но во всём должен быть смысл. Просто ставить спойлер - не для улучшения - управляемости ни к чему. Ведь если крыло спроектировано правильно, оно помогает прижимать машину к земле, и когда едешь по шоссе (на разрешённых скоростях, конечно!!), ты замечаешь эффект от него. А если крыло спроектировано неправильно, надо быть осторожным.

- Дальше…

- Ламборгини-Кунташ-Жигули!!!

- Мы называем это «ламбо-двери»

- Я не уверен, что вылезать отсюда удобно. Когда я впервые увидел «Кунташ» в детстве – это было мотор-шоу в Лондоне в начале 70-х, вроде – то мне позволили подойти к машине на стенде и посидеть там,но когда я попробовал оттуда вылезти, повредил коленку и чувствовал себя глупо. Потому что всем-то казалось – каков счастливчик! Так что с этими дверьми надо беречь колени. Но тут вот – забавно. И опять, смотрите, какая верность «Ладе»! Из неё можно сделать вообще всё.

- Почему такой тип дверей не прижился в автопроме? Не помню ничего, кроме Ламборгини.

- Да потому что это непрактично.

- И неудобно.

- И неудобно. Проблема ещё в том, что когда тебе надо выйти на подземной парковке, ты не можешь! Ладно из Ламборгини, которые низкие, а тут-то… Ещё у таких дверей сложный механизм, тяжёлый к тому же. Так что это больше как гаджет какой-то. В модели Ламборгини это пришло во времена модели 400 GT, а туда проникло из автоспорта. Но тоже прижилось не до конца: у Гаярдо не было таких дверей и у Уракана не было. Но всё равно оно остаётся в ДНК их бренда.

- А как вам вот этот не просто Майбах, а Майбах с натуральным деревом на кузове!

- Мне – никак, но в Штатах в 50-е было такое. Давайте на чистоту: эта машина стоит кучу денег, но человек, который может себе её позволить, зачем-то делает ЭТО. Деньги не добавляют тебе вкуса.

- Как и вот здесь.

- Да, помню, когда впервые прилетел в Москву 10 лет назад, то увидел золотой Кайен.

- Ууу, это больновато для дизайнера!

- Мда. Но больше я такого не видел, сейчас встречается реже, что, как по мне, лучше! Порой приходится смотреть на такие вот примеры плохого вкуса, но за 10 лет в России многое поменялось, стало больше утончённости, уникальности. Но если вот с этим сравнивать, то я бы лучше посмотрел ещё на тюнингованные «Лады», они крутые. Кстати, почему вы «Нивы» не показываете?

- Покажу попозже, но сначала - Патрол, и это не обычный Патрол, на нём не чёрная краска, а чёрная КОЖА!

- …. Ну, что тут скажешь. Где-то – не помню точно – я уже видел машину с ковром на кузове. В Москве это было, и когда шёл дождь, ковёр набухал от воды. В общем, я по таким вещам с ума не схожу. Хотя можно вспомнить 60-70, когда из чего-то подобного делали крыши купе – взять хотя бы Форд Таурус, Кортина, позже - Гранада. В общем, в 70-е были подобные крыши, и вот это смотрелось клёво.

- К коврам мы ещё вернёмся. А пока поговорим про декор. Что думаете про маленькие украшательства типа флажков, ленточек.

- Не, мне нравится чистота. Мне нравится отсутствие. Тот же Lotus Exige. Он чистый, хотя, да, у него есть спойлер. Но он там для дела.

- Прижимная сила!

- Его придумал Роджер Беккер, который был тест-пилотом, и спойлер - реально для прижимной силы. Остальное – баловство. Конечно, когда у меня в детстве было мопед, я лепил на него разные украшательства, обрезал глушитель, чтоб всё шумело, но на Ferrari я бы то же самое делать не стал, а на более дешёвых машинах люди вот делают.

- Как вот на этой «Ниве»! Я сфотографировал её в Македонии перед Новым годом, поэтому она украшена вот так – типа, «Лада Олень», джингл белз, джингл белз. Видите, тут вот рога и другой декор.

- Всё потому что «Нива» классная, и её легко дорабатывать. Особенно круто она смотрится на больших колёсах, с большой выхлопной трубой и в камуфляже – супер вообще. Вроде, у президента вашего такая?

- М…да. А вот ещё безумный тюнинг – с неоном в этот раз.

- Очень плохо…

- Плохой пример студентам – парни, никогда так не делайте!!

- Да, это – не будущее.

- А это что-то типа ребрендинга: у чувака денег только на Солярис, но он очень хочет Лексус, поэтому делает сам.

- В Японии вот такого много. Есть умельцы, которые из дешёвых «Тойот» делают что-то похожее на «Ягуар». Смотрится ОЧЕНЬ странно. Пусть будет. Просто когда человек владеет машиной, например, лет 10, хочет её как-то изменить, персонализировать и обратить на себя внимание. Нормально, я не против, если для этих целей покупают наши автомобили.

- Ковры! Вы спрашивали – их есть у меня. Но это не столько для красоты, сколько для защиты.

- Ну, это другое.

- В этом Дастере ковёр защищает радиатор от холодного воздуха.

- Да-да-да, но уже придуманы гораздо более технологичные варианты решения этой проблемы!

- Вот ещё. Тут для защиты от солнца.

- Не, можно по-другому защититься, уверяю. Может, просто этим ребятам такие системы недоступны.

- Почему вы совсем не экспериментируете с коврами для салона авто?

- Не знаю…

- Всё автоковрики как один чёрные.

- Да, как и ожидают клиенты. Бывают светлые коврики, но спроса на них нет. Люди же покупают машину и тут же думают, как будут её продавать, поэтому особо не экспериментируют. А вот эти машины – старые, их – не знаю – и перепродавать-то уже не будут, наверное.

Я вообще считаю, что если уж и переделывать что-то в машине, то вот по типу хот-родов, лоурайдеров – вот там настоящий тюнинг, настоящая страсть, это интересно!

- Да, напоследок ещё про лоурайдеры, стенс, всякий JDM. Нравится?

- О да, это по-настоящему меняет пропорции автомобиля. Смотрите, колёса большие, кузов опущен, получается круто.

- Эта тема пришла к нам из Японии и стала довольно популярной. Но вы говорите, что в Японии такого не осталось?

- Нет, встречается, конечно, но уже не в том количестве, как раньше. У молодёжи нет прежней страсти к автомобилям, машины им сегодня не интересны, они не хотят ими владеть. Они хотят общаться, в этом помогает телефон.

Последний раз я что-то подобное видел в Японии, там была Тойота с сильно отрицательным развалом. Вообще не понимаю, как она ездила и поворачивала. Но это круто и весело.

- И напоследок. Дайте, пожалуйста, совет, как персонализировать автомобиль, но сделать это со вкусом, уместно.

- Слооожный вопрос. Я думаю, прежде всего, надо обратить внимание на колёса. Сегодня даже при производстве новых автомобилей на них делается большой акцент. А уж если ты работаешь с машиной 3-, 5-летней, то обрати внимание на колёса, но сделай так, чтоб пропорции не нарушились. Поменяйте колёса на б0льшие, широкие. И внимание на ПДД: не всегда нестандартные колёса законны. Я лично первое, что сделал со своей первой машиной, - поставил большие колёса… Ещё внимательно: если машина очень скульптурная, подбирайте фактурные диски.

- А что с машиной делать нельзя вообще никогда?

- Ууу, что делать, чего не делать… Много чего не делать, не знаю даже. Не делать – что?

- Ну, красить в золото, навешивать декор…

- Не мне запрещать кому-либо что-либо, это же личный выбор. Но, знаете, мы, дизайнеры, тратим годы на создание образа автомобиля, делаем так, чтоб людям нравилось в машине всё, как есть, и очень признательны, когда владельцы не занимаются самодеятельностью. Но вот та «Лада» - ну реально крутая же! Там чувствуется вкус!

- Отлично, спасибо! Будем ждать на «Иннопроме»!

- А я ведь приеду!

Ставьте лайки и подписывайтесь на наш Дзен-канал, чтобы не пропустить всё важное (и смешное) из автомобильного мира! Другие новости и обзоры также можете найти у нас на 66.RU