Лопата, трос, раскачка: как выезжать из зимних дворов

Кирилл Зайцев (66.RU/auto); фото автора и архив 66.RU
Кирилл Зайцев (66.RU/auto); фото автора и архив 66.RU

Сесть/встать на ровном месте с нашими бурными снегопадами, далеко не такой бурной расчисткой прилегающих территорий, да еще и с перепадами с глубокого минуса на плюс — ничего не стоит. Перепад особенно опасен: там, где накануне была колея с рыхлым снегом, к обеду появляется подтаявший снег, ночью превращающийся в колею с ледяными скатами.

Кто-то думает, будто для таких случаев у него запасен полный привод. И будет не до конца прав: электронноуправляемая ерунда в современных кроссоверах даже если и поможет подтолкнуть буксующую переднюю ось, легко перегревается от пары таких пробуксовок. Примеров из цикла «встал на ровном месте и побежал за трактором» в нашей коллекции наберется немало.

Порой увязнуть можно, просто заехав в гости к дедушке на Балтым и повернув с центральной улицы направо. Не поможет даже пневмоподвеска — только дедушкина «Нива».

Собственно, поэтому мы и решили, что не будет лишним напомнить, как быть, если «сел» во дворе поздно вечером или на рассвете у супермаркета. Несколько простых советов, которые не грех запомнить самому и передать другу. В роли советчика выступит человек, который знает всё о том, как вытащить себя за волосы да пусть даже из болота!

Михаил Решетников президент Уральского клуба любителей off-road NIVER.RU
Михаил Решетников президент Уральского клуба любителей off-road NIVER.RU

Крючкотворство

— Задолго до того, как застряли, узнайте, где у вашей машины расположена буксировочная проушина и есть ли она вообще. Вот вы смеетесь, а порой приедешь вытаскивать даже опытного вроде бы человека, а он не знает, ни где крюк лежит, ни куда его вкручивать.

Копка

Итак, приехали. Если в момент трогания почувствовали, что колеса просто прокручиваются — остановитесь. Выйдите из машины, оцените обстановку. Если что-то мешает — уберите. Например, прошел грейдер и навалил бруствер на выезде: уберите его лопатой до того, как повиснуть на брюхе.

Если просто снежный плен — надо обкопать и спереди, и сзади, чтобы была возможность раскачаться. Копать следует не только под колесами (они и сами неплохо копают), но и под брюхом, которым вы упираетесь при недостатке просвета. Не ленитесь расчистить пространство с запасом: чем больше поле для маневра, тем быстрее вы покинете ловушку.

Копать надо именно лопатой. Нет, не совочком и не складной пародией на малую саперную лопату «пр-ва China», а нормальной двуручной лопатой. Даже суровые джиперы — с большими колесами и лебедками — не брезгуют лопатой. Так что если у вас нет вертолета на подхвате — пригодится.
Копать надо именно лопатой. Нет, не совочком и не складной пародией на малую саперную лопату «пр-ва China», а нормальной двуручной лопатой. Даже суровые джиперы — с большими колесами и лебедками — не брезгуют лопатой. Так что если у вас нет вертолета на подхвате — пригодится.

Качка

Откопавшись и убедившись, что препятствий нет, начинаем выполнять самое эффективное упражнение — раскачку. Для этого трогаемся внатяг — медленно отпуская сцепление или добавляя газ, если машина с АКПП. Как только почувствовали, что колеса сорвало в букс — прекращаем попытку: выжимаем сцепление или отпускаем газ. Повторяем то же самое с задним ходом. И так несколько раз (вперед/назад, вперед/назад) для получения некоторой свободы для авто.

Ни в коем случае нельзя буксовать — этим вы всё испортите. С точки зрения физики процесса при раскачке вы уплотняете снег непосредственно под колесами и на некотором пространстве около машины, постепенно удлиняя этот путь. Если же сорветесь и накопаете, то машина сядет еще ниже, что усложнит процесс. Если есть противобуксовочная система — просто не отключаем ее.
Ни в коем случае нельзя буксовать — этим вы всё испортите. С точки зрения физики процесса при раскачке вы уплотняете снег непосредственно под колесами и на некотором пространстве около машины, постепенно удлиняя этот путь. Если же сорветесь и накопаете, то машина сядет еще ниже, что усложнит процесс. Если есть противобуксовочная система — просто не отключаем ее.

Ваша задача при движении вперед-назад — поймать амплитуду, чтобы раскачка была максимально большой. Толчок — откат, толчок — откат, как в детстве на качелях. Автомобиль будет набирать дистанцию, но не торопитесь, лучше накатать себе полосу для взлета с запасом. Впрочем, увлекаться тоже не стоит — такие режимы являются экстремальными для современных систем трансмиссии — будь то вариатор, автомат или «робот» — можно перегреть в два счета.

Вмятины, ремонт, покраска

Если все попытки выскочить не увенчались успехом, приходится пользоваться посторонней помощью. Лишь бы эта помощь не нанесла еще больший урон. Отзывчивые прохожие или водители соседних авто довольно часто помогают подтолкнуть засевшую машину, а владелец потом грустно рассматривает полученные вмятины на филейных кузовных деталях.

Попросите спасителей держаться за места с ребрами жесткости. Это может быть резкий изгиб крыла, выштамповка, грань кузова. Еще можно упираться в места крепления кузовной детали (периметр двери багажника, стойки кузова).
Попросите спасителей держаться за места с ребрами жесткости. Это может быть резкий изгиб крыла, выштамповка, грань кузова. Еще можно упираться в места крепления кузовной детали (периметр двери багажника, стойки кузова).

Опасайтесь давления на плоскость детали (середина двери багажника, капот, пластиковый бампер). Не стесняйтесь проинструктировать спасателей — они вряд ли хотят вам навредить.

И не забывайте говорить спасибо.

Рваный триколор

Если дружеские подталкивания не помогли, но есть кому дернуть — дергайте. Только ни в коем случае не используйте для этого распространенный плоский тросик, раскрашенный под триколор, из набора автомобилиста. Это БУКСИРОВОЧНЫЙ трос, а нагрузки при сдергивании превышают двукратный вес вашего авто.

Трос курильщика. При спасении такой трос рвется, а хилые крючки ломаются. В результате обрыва натянутого троса он с привязанным куском железяки с огромной силой прилетает или в спасителя, или в спасаемого, выбивая стекла. Или делает неаккуратные дырки в кузове. А иногда и в человеке.
Трос курильщика. При спасении такой трос рвется, а хилые крючки ломаются. В результате обрыва натянутого троса он с привязанным куском железяки с огромной силой прилетает или в спасителя, или в спасаемого, выбивая стекла. Или делает неаккуратные дырки в кузове. А иногда и в человеке.

Нет ничего хуже, чем железный трос. Он не может пружинить, потому весь удар от рывка приходится прямо на кузов, отрывая с него детали, как лепестки с ромашки. Еще есть специальные динамические стропы (рывковый трос), но они продаются в джиперских магазинах и стоят недешево.

Трос здорового человека. Но дорогой.
Трос здорового человека. Но дорогой.

Среднестатистическому автолюбителю достаточно будет обычной скалолазной веревки для промальпинизма диаметром 12–14 мм. Великолепная пружинящая нейлоновая основа гасит ударную нагрузку при рывке, при этом растяжение не сильно большое, что дает возможность использовать трос в качестве буксировочного. Цена вопроса — рублей 60–70 за 1 метр в любом магазине для альпинистов. Там же можно попросить завязать красивые узлы для петель на концах.

Трос здорового и к тому же экономного человека. Минимум эстетики, зато 60 рублей за метр!
Трос здорового и к тому же экономного человека. Минимум эстетики, зато 60 рублей за метр!

ПДД регламентируют длину буксировочного троса 4–6 метров. Оптимум — 5 метров плюс 1 метр на петли. А вот крепления (шаклы, крюки, карабины) лучше брать в магазине крепежных материалов. Рекомендую именно шакл — омегообразная монтажная скоба с запорным винтом — самая надежная. По толщине и грузоподъемности вас сориентируют консультанты в магазине.

Выдергивание — процесс достаточно ответственный. Даже с правильной веревкой можно натворить бед: вырвать проушины, затащить спасаемого в дерево, ну и так далее. Всегда старайтесь выставить толкового наблюдателя, чтобы он снаружи контролировал процесс и давал команды.

Перед началом рывков спасатель должен подготовить площадку (накатать колесами), чтобы не засесть самому. Полезно помахать лопатой и договориться о сигналах. Главное правило: если машины стронулись, они должны так и идти в связке до выхода на твердую поверхность. При этом трос не должен провисать, иначе на него кто-то наедет колесом — и он там намотается так, что всё погнет и порвет.

Если машина не двигается внатяг, то приходится сдергивать рывком. Тут может пригодиться наблюдатель: при движении спасателя назад он отводит в сторону провисающий трос, после чего отпускает его и дает отмашку на рывок. Спасаемый не сидит просто так, а помогает колесами в момент рывка, подруливая в сторону эвакуатора, а не туда, куда хотелось бы.

Только так — совместными усилиям — есть шанс выбраться из снежного плена. Точно это знаю, потому что у братства джиперов главный закон — взаимопомощь. Но у нас отдельная история: в Уральском клубе любителей off-road существет несколько каналов вызова помощи застрявшему или поломавшемуся в дебрях Урала соклубнику. А что делать простому автомобилисту, на кого надеяться посреди города — только на свой кошелек? Необязательно — мир не без добрых людей: есть, например, волонтерское движение «Взаимопомощь на дорогах», которое обычно откликается на просьбы толкнуть, вытащить, завести. Ищите их в соцсетях. А нам ставьте лайки и подписывайтесь на канал, чтоб не пропустить всё самое важное из мира моторов.