На авто по Бельгии: куда заехать, что смотреть

Даже насморк, кашель и больное горло не могут помешать посмотреть на разгром Наполеона, прицениться к драгоценным камням и лечь на дно в Брюгге с 2500 сортами пива. Запахните пальто и повяжите кашне — мы едем в Бельгию!

На дворе +12, но дубак такой, что не хочется вылезать из здания аэропорта. Водяная взвесь в воздухе и задувающий ветер пронизывают насквозь, пробирая все кости и жилы. Всего несколько часов в Бельгии — а я уже простыл напрочь.

Фото автора
Фото автора

Хорошо только в «Супербе» — сухо и тепло, как дома. И впереди у нас — три сотни километров по стране пива, картофеля-фри и писающего мальчика.

Ватерлоо

Топ-3 самых идиотских идей всех времен выглядит примерно так:

  • «…а давай шлифанем коньяк пивом»,
  • «…а давай сегодня не предохраняться»,
  • «…а давай пойдем войной на Россию и возьмем Москву».

Так ничего и не поняв после Бородино, Наполеон своих затей военных не бросил. Потеряв власть во Франции, неудачно попытавшись отравиться ядом, отсидев ссылку на Эльбе, в 1815 году он опять пошел войной против союзных войск крупнейших европейских государств. Пошел, как говорится, к успеху. Но не фартануло: потерял 25 000 убитыми и ранеными, две сотни орудий и пару знамен. Пытался было бежать в Англию, но был сослан на остров Святой Елены где-то в Атлантике.

Фото автора
Фото автора

Финальный разгром случился вот здесь — на Мон-Сен-Жанском плато неподалеку от деревушки Ватерлоо. По соединениям Наполеона с двух сторон лупили армия Блюхера и Веллингтона.

Фото автора
Фото автора

Лупили от души, что наглядно отражено в здании «Панорамы» у подножия холма. В Москве есть подобное арт-сооружение. Но там, понятно, речь идет о Бородинском сражении. Панорама в Ватерлоо сделана по тем же канонам: исполинских размеров живописное полотно опоясывает изнутри здание, дополняется «3D-инсталляциями» в виде смешавшихся в кучу коней и людей.

Фото автора
Фото автора

В школьном возрасте подобная панорама в столице произвела на меня неизгладимое впечатление. Вот и сейчас рассматриваю пусть и спокойнее, но вдумчивее, подмечая отличную детализацию картины и уместный интершум со взрывами и криками. Детей сводить обязательно. Для погружения. Потом осилить две сотни ступенек на холм и оглядеть уже живую панораму. Захватывает и без солдат на поле. Такая красота, что даже матом ругаться не хочется, как сказал бы современник Бонапарта по фамилии Ржевский.

Фото автора
Фото автора

На спуске, на обратном пути, посещает непреодолимое желание восполнить пробелы в познаниях европейской истории — особенно в той ее части, где войска Наполеона били все кому не лень — от Кутузова до Блюхера. Вспомнить историю и вам желаю, но не раньше чем дочитаете про Антверпен и Брюгге.

Антверпен

«Что я знаю о бриллиантах? Кажется, их из Антверпена возят?»
х/ф «Большой куш»/«Snatch», реж. Гай Ричи, 2000 г.

Турецкий («Странное имя для англичанина, знаю») в исполнении Джейсона Стэтема был прав: бриллианты действительно возят из Антверпена — второго по величине города Бельгии. Исторически сложилось так, что именно здесь сосредоточены все бриллианты Европы. Если быть чуть точнее в оценках, то порядка 50% мирового трафика ограненных алмазов. Это уже потом разные Cartie и прочие модные дома изготавливают свои изделия. Но начало камни берут именно здесь. Бриллиантами в Антверпене торгуют повсеместно — начиная от вокзала. Вот он:

Три яруса центрального вокзала Антверпена принимают поезда, а один ярус отдан под торговлю бриллиантами. Фото автора
Три яруса центрального вокзала Антверпена принимают поезда, а один ярус отдан под торговлю бриллиантами. Фото автора

Исконно этим бизнесом занимаются несколько еврейских семей, переселившихся сюда в стародавние времена из разных точек земного шара. До XIX века основным поставщиком бриллиантов на мировой арене была Индия, из которой камни через Венецию долгое время направлялись в Брюгге. Веке в XVI Брюгге стал угасать, и роль крупного экономического центра перешла к Антверпену. Туда же потек алмазный поток, где его принимали, шлифовали и окучивали мастера из еврейской общины. Слух об их мастерстве пошел широко, и уже веке в XVII заказы на драгоценные камни со всей Европы стали поступать в Антверпен.

Фото автора
Фото автора

Еврейская община сильна там и сейчас. И настолько, что синагог в городе в несколько раз больше, чем протестантских и католических храмов.

Фото автора
Фото автора

Но не бриллиантами едиными Антверпен славен. Например, именно здесь была открыта первая в мире биржа. Случилось это в 1531 году — задолго до того как фондовые биржи появились в Лондоне и Амстердаме.

Сравнительный новострой — высотка банка KBC, в народе именуемая «Башня фермеров». Построена в начале тридцатых годов прошлого века, вплоть до 1952 года являлась самым высоким зданием Европы. Но это если смотреть на строение функционального, а не культового назначения. Фото автора
Сравнительный новострой — высотка банка KBC, в народе именуемая «Башня фермеров». Построена в начале тридцатых годов прошлого века, вплоть до 1952 года являлась самым высоким зданием Европы. Но это если смотреть на строение функционального, а не культового назначения. Фото автора

Самым высоким зданием в Антверпене и поныне остается башня Собора Антверпенской Богоматери. Изначально башен должно было быть две, но после почти 170 лет строительства (с 1352 по 1521 гг.) решили, что и так сойдет.

Высота — 123 метра. Говорят, когда Петр I колесил по Европе в поиске идей по обустройству России, он перемерял буквально все линейкой и сантиметром. В 123 метра высоты не поверил и решил свериться. Загнал на верхотурье матросов, которые скинули вниз корабельные канаты. Петр отмерил, перемерил и удостоверился: и вправду — 123! Такой вот Петр Алексеевич недоверчивый и дотошный был. Фото автора
Высота — 123 метра. Говорят, когда Петр I колесил по Европе в поиске идей по обустройству России, он перемерял буквально все линейкой и сантиметром. В 123 метра высоты не поверил и решил свериться. Загнал на верхотурье матросов, которые скинули вниз корабельные канаты. Петр отмерил, перемерил и удостоверился: и вправду — 123! Такой вот Петр Алексеевич недоверчивый и дотошный был. Фото автора

Ценителям изящных художеств Антверпен известен как родина Рубенса и Ван Дейка. Оба творили в эпоху барокко — время причудливого, пышного, величественного искусства. Архитектура города, кстати, весьма и весьма барочная.

Фото автора
Фото автора

Если знакомы с искусствоведением, то, наверное, помните, что для строений той поры характерны размах, обилие колоннад, скульптур на фасадах. Так и тут: размаху позавидуют Прага с Петербургом, а скульптуры встречаются повсюду. Например, Мадонны, коих тут на стенах свыше трех десятков.

Фото автора
Фото автора

Почти такие же, только поменьше, и другие Мадонны ждут нас в следующей точке остановки — Брюгге.

Брюгге

— Брюгге? Это вообще где?
— В Бельгии.
— Брюгге — это дыра!
— Нет, это не дыра.
— Нет, дыра.

х/ф «Залечь на дно в Брюгге»/«In Bruges», реж. Мартин МакДона, 2007 г.

Состояние героя Колина Фаррела мне отчасти понятно: сыро, промозгло, серо… В Брюгге хорошо, если тебе 68 лет и уже не хочется никуда спешить и даже двигаться. Можно бесконечно созерцать все эти красивые здания и нарядные домики «like in farytale».

Фото автора
Фото автора

Рококо, классицизим, шпили, башни, маленькие Мадонны на фасадах зданий. Время здесь то ли остановилось веке этак в XVI, то ли никуда никогда и не двигалось. По улицам снуют повозки с гнедыми в упряжке, по многочисленным каналам не спеша и тихо идут лодки с туристами-пенсионерами. Иногда за шиворот начинает накрапывать дождь. Но это нормально, это Бельгия.

Фото автора
Фото автора

В архитектуре доминируют кирпичные здания. Что вполне понятно: в стародавние времена логистика была делом трудным и затратным, камень типа мрамора и других облицовочных пород поступал в Бельгию морским путем, и транспортировка до Брюгге вылетала в копеечку. Дешевле было производить кирпич. Чем бельгийцы и занялись. Да с таким размахом, что сортов кирпича в Брюгге — сотни.

Фото автора
Фото автора

Отделка камнем в облицовке фасадов присутствует, конечно, но в малых количествах. Зато сразу видно самые богатые дома успешных парней тех лет.

Фото автора
Фото автора

По большому счету, кроме как разглядывать архитектуру да пить пиво, делать тут решительно нечего. Главный антагонист фильма «Залечь на дно в Брюгге» считал, что это замечательное место, которое непременно надо увидеть перед тем, как помрешь. Нет уж, увольте. Помирать — так с музыкой, а не в нуаре средневековых улочек.

Фото автора
Фото автора

Брюссель

— Ты знаешь, что там Улица красных фонарей в три раза круче, чем в самом Амстердаме? Я все злачные заведения Брюсселя наизусть знаю!
— Фу на тебя. Я не такой! Я мужчина положительный, тихий, и вообще — работать лечу.
(Из беседы с коллегой накануне вылета)

Пива в Бельгии — больше двух тысяч сортов. С добавками и наполнителями, без добавок и наполнителей. Темное и светлое. Которое «Blond». От Гента до Брюсселя не счесть пивных лавочек и супермаркетов. В барах нормальной порцией считаются 200-граммовые бокалы с пенным напитком, в магазинах широко распространены бутылки по 0,7.

Сервировка столов в Бельгии, как это у европейцев принято, неспешная, а сервис ненавязчивый. Порой кажется, что кроме тебя в ресторане и нет никого. Обед может затянуться на два часа, ужин — на четыре. Пока несут первое, можно напиться, проспаться, снова напиться и снова проспаться. В моем случае — дважды посадить батарейку смартфона. Фото автора
Сервировка столов в Бельгии, как это у европейцев принято, неспешная, а сервис ненавязчивый. Порой кажется, что кроме тебя в ресторане и нет никого. Обед может затянуться на два часа, ужин — на четыре. Пока несут первое, можно напиться, проспаться, снова напиться и снова проспаться. В моем случае — дважды посадить батарейку смартфона. Фото автора

Цены начинаются от 3 евро за кружку, что вполне посильно. Именно поэтому большинство туристов предпочитает не мелочиться и попробовать ну хотя бы 50 сортов из имеющегося многообразия. Похвастаться не могу даже этим — осилил только 4, и те все светлые. Сомелье из меня никудышный, поэтому за вкус рассказать могу немного. Одно понял точно: это лучше «Балтики», но жестче «Пилснера Уркель» и светлого «Козла». Чешское пиво по вкусу гораздо мягче, бельгийское же — брутальное и нередко терпкое.

Фото автора
Фото автора

В остальном, кроме как пить пиво и смотреть на всякое, заняться в Брюсселе особо нечем. После 6 вечера закрываются все магазины — вплоть до мало-мальских бутиков. Работать, как и в остальной Европе, тут не очень любят. Гораздо продуктивнее стонать: «У нас кризис, Меркель, дай денег».

Фото автора
Фото автора

Быть автомобилистом и курильщиком здесь гораздо хуже, чем велосипедистом или геем. За права последних вступаются все подряд, а первым и вторым создаются самые невыносимые условия. Быстро не езди, машину не паркуй, а если паркуй, то за кучу евро… Если ты, не дай бог, куришь, то делай это только под дождем и на ветру на улице, а окурки бросай в издевательские пепельницы с дырочками.

В такую на трезвую-то голову попадаешь со второго раза! А больше никак: курящие места только на улице и только с такими урнами. В обычные бросать окурки нельзя, даже знаки специальные висят. Стой, мокни, мучайся. Реально, собак и нетрадиционных тут больше уважают. Фото автора
В такую на трезвую-то голову попадаешь со второго раза! А больше никак: курящие места только на улице и только с такими урнами. В обычные бросать окурки нельзя, даже знаки специальные висят. Стой, мокни, мучайся. Реально, собак и нетрадиционных тут больше уважают. Фото автора

Парковка за редким исключением повсеместно платная — даже вдоль дороги. Одно хорошо — принимают безнал.

Фото автора
Фото автора

Зато для велосипедистов созданы все условия: по городу разбросаны точки проката муниципальных байков, для передвижения проложены дорожки.

Фото автора
Фото автора

Отрадно, что местные велосипедисты соблюдают правила и не лезут вперед паровоза. В буквальном смысле:

Фото автора
Фото автора

Исходя из инфраструктуры и созданных условий идеальный образ типичного европейца — это некурящий гей-велосипедист. Именно поэтому я с такой отрадой в очередной раз вернулся на родину. К свободе, курящим залам в ресторанах и широченным проспектам Ленина и Космонавтов. Красиво в Европах. А дома дышится свободней.

Фото автора
Фото автора

Ещё больше автомобильных обзоров и путешествий у нас на 66.RU в разделе Авто! Подписывайтесь на наш Дзен-канал (кнопка вверху страницы), чтобы оставаться в курсе главных автомобильных событий!