Пять вещей, которые я понял из кокпита гоночной «формулы»

08.11.2017

Фото автора
Фото автора

Я уже дважды рассказывал про опыт пилотирования автомобилей с открытыми колёсами и третий раз поехал кататься для души. Но этот экспириенс оказался неожиданным способом самопознанния, чем и спешу поделиться.

Отцовство – лимитатор

Старый Энцо был тысячу раз прав: после рождения ребёнка не только профессиональные пилоты теряют секунду с круга, но и энтузиасты вроде меня начинают ехать, приподняв ногу. Живой пример: я точно знаю, что связка 5-6 поворотов проходится под IV передачу с педалью в полу. Но проехав так пару кругов, я стал проезжать эту связку на III и в пол-педали. Это очень странное состояние, когда глаза не боятся, но руки не делают. Да, я точно знаю, что могу, но не буду: потому что IV в отсечку – это уже под 200 км/ч, и убор в барьер может плохо кончиться. Похоже, я для этого всего конкретно стар.

Фото автора
Фото автора

«Motorsport can be dangerous»

Это предупреждение вывешивают в конце каждого брифинга на каждом гоночном треке мира. Но пока не посмотришь этой опасности буквально в глаза, пока дыхания её смрадного не почувствуешь – не поймёшь.

…третий быстрый круг, выход из 9 поворота, широко, цепляю поребрик больше, чем надо, открываю газ при вывернутых колёсах – разворот, машина глохнет. Всё бы ничего, но я на траектории, прямо на выходе из поворота, а меня догоняет весь остальной пелетон. Паника, стартер, глохну, стартер – рёв моторов уже где-то около 7 поворота, стартер – трогаюсь ровно в тот момент, когда первая машина группы заходит на апекс 9 поворота. Успеваем разъехаться – глохну, снимаю перчатки, всё – сдаюсь. Нет, не здаюсь – доеду.

Но доехал уже так себе: задняя резина угроблена, баланс нарушен, на выходе из 3-4 поворотов дичайшая избыточная поворачиваемость, отлавливаю раз, отлавливаю два – машина просто не даёт атаковать, уходя в занос посреди поворота. На прямиках после двухсот – дичайшие вибрации передних колёс, при которых надо умудриться успеть с жёстким торможением с VI (> 200 км/ч) до III (~ 70 км/ч) передачи и в тряске с продольной перегрузкой около 2G разглядеть первый поворот.

И в этой связи ещё один вывод: в таких случаях (и в сводках ДТП тоже) обычно говорят ересь типа «Машину развернуЛО». Никак нет: страдательный залог тут не уместен, машина сама себя не разворачивает. Её разворачивают ногозадые криворукие бездарности. Поэтому на выходе я совершенно честно сказал приветливому охраннику, как прошла моя сессия: «I've fucked up, dude: spin, end of the game…»

Фото автора
Фото автора

ЗОЖ – это важно

«Езда по кругу», как иногда называют кольцевые гонки, требует какой-то неимоверно чудовищной физической подготовки. Представьте: +30, влажность, ты запакован в огнеупорный комбинезон, балаклаву, шлем, забрало опущено, и вся влага из организма испаряется ещё до старта – пока ты просто сидишь в кокпите, затянутый 6-точечыми ремнями безопасности.

Фото автора
Фото автора

Жара начинается с первого круга, когда ко всему в придачу ты получаешь спортивный снаряд без вспомогательных систем: тебе не ассистирует никакая система стабилизации, распределения тормозных усилий и даже растормозить колёса не поможет ABS – если перетормозил и заблокировал, уехал прямо и убил резину до кучи. Руль без усилителя, плавности хода – ноль, перегрузки от 1,1 до 2G вдоль и поперёк по 6-8 раз за круг, а кругов – от 10 и больше. Неудивительно, что после финиша я не мог стоять и для парадного фото на аватарку просто рухнул на пол и не мог держать даже шлем.

Фото автора
Фото автора

Суперкары – не алё

Точнее, не так: суперкары – о другом. При кажущейся общности потенциала, дорожная машина – это всё-таки дорожная машина, а гоночная машина – это гоночная машина. Я не голословен: буквально за неделю до «Яс-Марины» я утюжил Moscow Raceway на новой Audi R8.

Казалось бы, то и то едет 0-100 за 3,1 и 3,2 сек. соответственно. При этом езда на R8 – это примерно как игра на Playstation, езда на «формуле» - примерно как попытка выбраться из раскалённой сауны с заблокированной дверью и горячими камнями в трусах. И связанными руками. В ушанке на голове. Ещё для сравнения: вот есть группа «Звери», а есть – Kreator, разница между ними – как у дорожной супермашины и гоночной для студентов.

Фото фирмы-производителя
Фото фирмы-производителя

Но у них разное назначение при общности выдаваемых ощущений от ускорения и пилотажа: гоночная машина по-любому должна проехать быстро, пусть даже один раз, и может развалиться после финиша. Дорожная – должна быстро возить тебя по дороге каждый день, обдувать кондиционером и хорошо смотреться у променада «Восточные мангровые деревья» в Абу-Даби.

Фото автора
Фото автора

Короче, суперкары должны давать владельцу гоночные ощущения на все уплаченные деньги, но не обязаны показывать лучшее время сессии. Гоночные машины созданы только для этого.

Фото автора
Фото автора

Дорожные машины – отстой

К этому выводу я пришёл ещё при первом знакомстве с открытыми колёсами. Они полностью отбили интерес к дорожным машинам как классу. Академический интерес к индустрии остался, но это другое. А езда по дорогам общего пользования по светофорам и лежачим полицейским для меня потеряла всякий интерес ещё 20 марта 2013, когда оказалось, что физика процесса, механика движения может быть вот такой. Поэтому 4 года я преимущественно хожу пешком, а на дорожных машинах предпочитаю путешествовать.

Фото автора
Фото автора

Понравилось? Не забывайте ставить лайки и подписываться на наш Дзен-канал (кнопка вверху страницы), чтобы быть в курсе главных автомобильных событий. Свежие автообзоры вы всегда можете также найти у нас на 66. До новых встреч!