Ретротест «трёшки» BMW из 1938 года

13.11.2017

Фото автора
Фото автора

Да-да-да, я знаю, что «трёшки» как таковые пошли только с 1975 года, но для удобства буду окликать BMW 321 именно так. В конце концов зачем ей тройка в названии?

Фото автора
Фото автора

«Стояла у деда в гараже под Пышмой, я купил и начал приводить в порядок»

История нашего сегодняшнего героя далеко не уникальна, навскидку могу вспомнить ещё несколько, которые начинались теми же словами. Судя по всему, кто-то из ветеранов весьма неплохо вернулся с войны: живым, здоровым и с трофеями.

Фото автора
Фото автора

Судьба трофеев незавидна: при советской власти надеяться на запчасти было наивно, поэтому «Хорьхи» и «БМВ» предвоенных лет планомерно превращались в кастом-кары с деталями от «Победы» и «ГАЗ 69. Что-то похожее произошло с нашим сегодняшним героем: в 2008 его приобрели в полусгнившем состоянии. Конечно, ни о какой аутентичности речи не шло уже тогда. Ещё наивнее надеяться на подбор оригинальных запчастей: суммарно до и после войны BMW 321 была произведена тиражом около 13 000 штук.

Фото автора
Фото автора

Как было в оригинале

В оригинале, как у BMW принято, была рядная шестёрка с отдачей порядка 45 л.с. и четырёхступенчатой трансмиссией. Сравнительно лёгкой двухдверке этого хватало, чтобы набирать 115 км/ч. В основе — не рама, а несущий кузов, передовое для 30-х годов решение. Кстати, активным пропагандистом такой конструкции в те годы был Август Хорьх, папа Audi, а первым конвейерным автомобилем с несущим кузовом стал Opel Olimpia. В общем, BMW 321 был передовым, но не был первооткрывателем — во многом эту тенденцию наследует современная BMW.

Фото автора
Фото автора

Как есть сейчас

Конечно, от баварского оригинала конкретно в этой 321-й осталось немного. По сути, только кузов и ряд деталей интерьера. В остальном этот аппарат собран из трёх автомобилей: BMW 321 и двух Ford Granada начала восьмидесятых: от одного взяли трансмиссию (4-ступенчатая механика), от другого — мотор и подвеска. По словам хозяина и автора ребилда, ключевая проблема была в том, чтобы неродные агрегаты встали на нужные места. Поэтому в качестве доноров могли выступать далеко не все автомобили, а детали от Granada — как тут и были, включая независимую подвеску и дисковые тормоза спереди.

Фото автора
Фото автора

Салон пришлось шить с нуля: это касается и обивки кресел, и потолка, хотя ряд деталей остались от оригинала. Руль — от той же «Гранады».

Фото автора
Фото автора

Из опций комфорта есть печка, а ещё — ремни безопасности для всех пассажиров — опция, в 38 году миру неизвестная в принципе.

Фото автора
Фото автора

«Гаишники отдают честь, со светофора всех рвёт»

Словам хозяина верю охотно: у переделки примерно в полтора раза больше (~99) лошадиных сил, чем было у оригинала. При сухом весе в районе тонны — этого более чем. О ездовых возможностях рассуждать всерьёз трудно, потому что сам я проехал на ней всего ничего, а ещё потому, что семидесятилетний кузов тут стоит на тридцатилетнем шасси, и ни о чём конкретно сказать так и так не получится. Отметил лишь, что сцепление тугое, а акселератор ретивый — после современных эко-задумчивых задушенных автомобилей этакая прыть шокирует.

Фото автора
Фото автора

Ещё автомобиль вполне неплох на прямиках с кучей ям, асфальтовых трещин и бугров. Ждёшь, что будет гулять влево-право без всякой на той логики, а он весьма достойно едет туда, куда ему показываешь. Ближайшая аналогия, чтоб было понятно, — современные бюджетные седаны вроде «Соляриса». И это лучшая похвала такому дедуле!

Фото автора
Фото автора

Сейчас эта 321-я большей частью стоит в гараже, если и выезжает — то по хорошей погоде или по праздникам. За 9 лет хозяин вложил в неё немало денег, а ещё больше — своего личного времени (почти все работы выполнены самостоятельно), но готов при случае расстаться по сходной цене. Иллюзий о продаже не питает, потому что хардкорных коллекционеров машина не интересует ввиду слабой аутентиности, а случайным людям она неинтересна.

Фото автора
Фото автора

Наследие

Если смотреть в историю оригинала, то у него обнаруживается куда более тесная связь с нашей страной, чем может показаться. После войны, как мы помним, часть Германии попала в сферу влияния Советов, и завод BMW в Айзенахе вошёл в состав немецко-советского предприятия «Автовело». На мощностях этого завода из запасов деталей собирали довоенные автомобили BMW — 326 и 321, а также мотоциклы R-35. Но объёмы производства в первые годы составляли какие-то жалкие десятки единиц. В конце сороковых завод приступил к производству модели собственной конструкции: в основу легли наработки 326-го, а сама модель получила название BMW 340.

Фото автора
Фото автора

Но под таким именем просуществовала она недолго, потому что национализированный властями Восточной Германии завод в Айзенахе, конечно, к BMW никакого отношения не имел. Пришлось срочно переделывать BMW в EMW (E — Eisenach), а с фронта убирать характерные сдвоенные ноздри. Так появился EMW 340, по сути, первая самостоятельная машина ГДР. Какое-то количество этих автомобилей ушло в СССР выплатами по репатриации. И, кто знает, в каких гаражах и у какого дедушки они сейчас пылятся и ждут своего часа?…

Другие автомобильные обзоры вы всегда можете найти у нас на 66.RU в соответствующем разделе. До скорого!