Авария Ил-18 СССР-75552 в Архангельске ,1966 год. Спешка.

29.03.2018

Ил-18В с бортовым номером 75552 был построен Московским заводом "Знамя труда" в 1964 году и передан 1-Рижскому авиационному отряду.

27 августа 1966 года самолёт выполнял рейс 3772 по маршруту Рига-Архангельск-Ленинград.Полёт до Архангельска был выполнен без нарушений, и экипаж начал готовиться к выполнению полёта в Ленинград. Небо в это время было затянуто кучево-дождевыми облаками высотой 630 метров, шёл дождь, видимость составляла 6 километров. Всего на борту авиалайнера находились 114 пассажиров: 110 взрослых и 4 ребёнка.

Без каких-либо серьёзных оснований экипаж спешил с вылетом, и контрольную карту обязательных проверок прочли быстро и, по-видимому, формально. Далее, вырулив на мокрую (из-за дождя) полосу, экипаж не стал останавливаться на исполнительном старте, а сразу в 14:07 начал взлёт . В процессе разбега самолёт начал постепенно отклоняться вправо, тогда командир увидел, что рулевое управление застопорено.

По инструкциям, в данной ситуации требовалось прекращать взлет, но вместо этого командир попытался расстопорить рули. Однако его действия только усугубили ситуацию. Ил-18 врезался правой опорой шасси в сигнальный фонарь. От удара опора разрушилась, и самолёт стало разворачивать вправо. Командир тут же дал команду перевести режим двигателей на 0° (по указателям положения топливных рычагов), и бортмеханик успел её выполнить.

В 1000 метрах от стартовой позиции самолёт вылетел с боковой полосы безопасности и помчался по земле. При движении по неровностям все опоры шасси разрушились. Авиалайнер врезался в землю, и двигатели № 2 и 4 от удара оторвались, а двигатель № 3 развернуло на 30°. Наконец, самолёт остановился под прямым углом к ВПП.

В происшествии были ранены 10 пассажиров, но никто не погиб. Сам самолёт был списан .

Согласно выводам комиссии причиной аварии было нарушение требований контрольной карты со стороны КВС, что привело к взлету с застопоренными рулями.
    Другие причины: Растерянные и неправильные действия КВС, не прекратившего взлет. Пассивность второго пилота. Плохое взаимодействие между членами экипажа.

Этот пост написан в рамках проекта СССР-75737, по восстановлению Ил-18 в Монинском музее ВВС. Подробности восстановительных работ можно прочесть тут: