Ил-18, СССР-75834 на предельном режиме.

В 1973 году, после катастрофы Ил-18Б СССР-75687 под Семипалатинском, у руководства МГА появились сомнения в надежности Ил-18.Появились предложения прекратить его эксплуатацию. Нужно было спасать машину , найти причины катастроф. Для этого было принято решение провести серию испытаний на устойчивость и управляемость на предельных режимах, превышавших оговоренные ранее ограничения по числу М и крену, при отрицательных перегрузках и на больших углах атаки.

Исследования проводились в ЛИИ с 30 мая по 28 июня 1973 года на самолете Ил-18В ссср-75834 с двигателями АИ-20М.

В состав экипажа входили: летчики-испытатели ЛИИ В.Д.Плаксин (КВС), М.К. Агафонов (второй пилот), штурман В.И. Милютин, бортинженер М.Ф.Кузьмин, бортоператор В.В. Андрженюк.

Было выполнено 13 полетов. При этом большое внимание уделялось имитации элементов полета самолета , погибшего под Семипалатинском.

Самым опасным был последний, четырнадцатый полет, когда предстояло проверить машину на пределе её возможностей. Риск был настолько велик, что в полет отправились только два летчика (экипаж самолета состоит из 5 человек).

Спустя 30 лет М.К.Агафонов рассказывал:

«С Василием Плаксиным мы воспроизвели с «черного ящика» весь режим полета, разбившегося Ил-18. Парашюты у нас в кабине были лишь для проформы, так как воспользоваться ими мы все равно бы не смогли: их даже некуда было положить, для них не была предусмотрена чашка в кресле. Чтобы выпрыгнуть и остаться живым, а не попасть под винты, нужно было идти в хвост самолета. Но при планировании под углом 30 градусов, ( точнее снижении с работающими на полной мощности двигателями), дойти туда было невозможно. Так, без страховки, прошли все режимы, машина выдержала.»