Катастрофа Ан-10 CCCP-11180 во Львове, 1960 год.

31.03.2018

Всего за три с лишним месяца до этого происшествия и при таких же обстоятельствах , в районе того же Львовского аэропорта потерпел катастрофу Ан-10 СССР-11167.

Ан-10А с бортовым номером 11180 был выпущен Воронежским авиазаводом в 1959 году и был передан в 86-й (Киевский) авиаотряд Украинского Территориального управления Гражданского воздушного флота .

На момент катастрофы авиалайнер имел лишь 109 часов налёта .

Самолёт в данный день должен был выполнять 4 рейса, а общий маршрут полётов был Киев-Львов -Москва -Львов - Киев. Первые два рейса были выполнены нормально, после чего в Москве (Внуково)произошла смена экипажа. в 14:38 авиалайнер вылетел из аэропорта Внуково и после набора высоты занял эшелон 7000 метров. На борту при этом находились 25 пассажиров.

В 16:19 экипаж перешёл на связь с диспетчером Львова и доложил о входе в зону. В 16:35 диспетчер дал экипажу разрешение снижаться до высоты 4000 метров. Небо над Львовом в это время покрывали облака с нижней границей 150—200 метров и в которых наблюдалось обледенение, гололёд, дул свежий северо-западный ветер, видимость была 3 километра. В 16:42 диспетчер разрешил снижаться до высоты 2400 метров, а также сообщил условия подхода и посадки на бетонную ВПП по курсу 315°. Заход выполнялся без отклонений от установленной схемы и командир доложил о пролёте дальнего приводного радиомаяка на высоте 200 метров. Диспетчер старта увидел авиалайнер и убедился в правильности захода, после чего запросил подтверждение, что шасси выпущены, а винты стоят на упоре. Экипаж это сообщил, на что получил разрешение на посадку.

Летя под облаками, экипаж перешёл на визуальный полет и выпустил закрылки в посадочное положение (45°). Но затем на высоте 90—100 метров Ан-10 вдруг резко опустил нос, перейдя в пикирование. На высоте 60—70 метров экипаж было начал его выводить из этого положения, но затем самолёт вновь опустил нос и в 16:57 под углом 20—25° врезался в землю в 1400 метров от торца ВПП . Промчавшись по земле 150 метров, авиалайнер полностью разрушился, но не загорелся. Прибывшие спасательные службы обнаружили на месте трёх выживших пассажиров, но один из них скончался от ран ещё в дороге, а второй в больнице. Выжил только один мужчина 1927 рождения. Всего в катастрофе погибли 32 человека.

Самолет находился в эксплуатации после его поступления в авиаотряд с завода 6 дней. Это была вторая катастрофа при аналогичных обстоятельствах за последние 3 с небольшим месяца в том же аэропорту. Истинные причины первой катастрофы на момент данного авиационного происшествия не были установлены. Последующими исследованиями была выявлена склонность Ан-10 при посадке в условиях обледенения с выпущенными закрылками к т.н. "клевку" - самопроизвольному резкому переходу в пикирование из-за выхода стабилизатора на закритические углы атаки, вызванного уменьшением критического угла стабилизатора при его обледенении. В РЛЭ были внесены изменения, запрещающие выпуск закрылков более чем на 15° в условиях обледенения. Эффективность ПОС стабилизатора была увеличена.

Этот пост написан в рамках проекта СССР-75737, по восстановлению Ил-18 в Монинском музее ВВС. Подробности о проекте можно прочесть тут: