Катастрофа Ан-10А CCCP-11193 под Сыктывкаром, 1963 год.

09.04.2018

Ан-10А с бортовым номером 11193 был выпущен Воронежским авиазаводом в 1960 году и был передан в 75-й авиаотряд Сыктывкарской отдельной авиагруппы Гражданского воздушного флота .

Самолёт выполнял тренировочный полёт, в ходе которого проводилась инспекторская проверка техники пилотирования у лётного состава Сыктывкарского авиаотряда. В 14:47 Ан-10 взлетел по магнитному курсу 187°. Небо в это время покрывали сплошные слоистые облака с высотой нижней кромки 200—300 метров, а верхней — 1500—2000 метров, шёл слабый снег, дул умеренный юго-западный ветер, температура воздуха составляла около -4°C, а видимость около 4—6 километров. также, по свидетельствам с других самолётов, в облаках наблюдалось умеренное обледенение. Экипаж из 9 человек выполнял полеты по кругу по системе ОСП и СП-50 при следующем чередовании: два захода без посадки и один с посадкой, то есть по три захода на одного проверяемого. После выполнения 6 заходов, двое проверяемых, которые выполнили свою программу, были высажены.

На борту теперь находились 7 человек: При пролёте ближнего приводного радиомаяка экипаж доложил об уходе на второй круг, на что диспетчер дал им указание выполнять правый разворот с набором высоты 600 метров. Экипаж подтвердил занятие высоты 600 метров и сообщил о начале первого разворота, а после — о начале второго разворота. Затем неожиданно в 17:37 с самолёта доложили: «Падаем, падаем, падаем… двигатели отказали». После этого связь прекратилась.

Ан-10 заканчивал второй разворот, либо только его закончил, когда отказали три двигателя: № 1, 2 и 3. Экипаж увеличил мощность оставшегося двигателя № 4, но асимметрия тяги привела к вводу авиалайнера в левый крен. Снижаясь по курсу 15—20° и по траектории с наклоном 45—50°, Ан-10 под углом 15—20° и с левым креном 80—90° на небольшой скорости врезался в лес в 10,2 километрах от Сыктывкарского аэропорта по азимуту 113° (восточнее) и к востоку от посёлка Верхняя Максаковка, после чего полностью разрушился и загорелся. Все находящиеся на его борту 7 человек погибли.

По заключению технической комиссии перед столкновением с землей двигатель №4 работал на режиме, близком к взлетному. Двигатели №1,2 и 3 не работали и находились в авторотации. Возможная причина отказа двигателей – обледенение воздухозаборников и попадание льда в компрессоры двигателей вследствие конструктивного несовершенства ПОС самолета.

  Причиной катастрофы является отказ двигателей с возникновением значительной отрицательной тяги, что вызвало аварийную ситуацию в сложных условиях полета в облаках ночью на высоте 600 м.
    Вероятные причины отказа двигателей:
    1) Срезка топлива клапанами гидроостанова КТА-5Ф ввиду повышения давления в магистрали слива из блока кранов ЭУГ-93 в результате закупорки трубопровода.
    2) Попадание льда в компрессоры двигателя из-за:
    а) Недостаточной эффективности обогрева воздухозаборников
    б) Несвоевременного включения сигнализации обледенения и обогрева воздухозаборников экипажем. В то же время, по свидетельству двух летчиков, покинувших борт после шестого полета, обогрев воздухозаборников был включен в течение всего полета и не выключался.
    Сопутствующие причины:
    1) Отсутствие на самолете невыбиваемых авиагоризонтов
    2) Отсутствие на самолете кнопок флюгирования типа КФЛ-37 и неудобное расположение лампочек сигнализации отказа двигателей
    3) Отсутствие тренировки летного состава в полетах на авторотацию в течение последних двух лет из-за введенных ОКБ ограничений времени авторотации до 1 минуты.

Этот пост написан в рамках проекта СССР-75737, по восстановлению Ил-18В в Монинском музее ВВС. Подробности о проекте можно прочесть тут: