Катастрофа Ил-18В CCCP-75757 под Минеральными Водами ,1961год

06.04.2018

с 29 по 31 декабря 1961 года в Кавказском регионе сложились неблагоприятные погодные условия и многие аэропорты были закрыты. Ереванский аэропорт также был закрыт, поэтому борт 75757 совершил посадку в запасном аэропорте - Тбилиси. К 31 декабря в Тбилисском аэропорту скопилось около полутысячи пассажиров.

Ил-18В с бортовым номером CCCP-75757 был построен на Московском авиазаводе "Знамя труда" в 1961 году и был передан в Армянскую отдельную группу ГВФ.

Имел вместимость на 84 места .

К вечеру 31 декабря открыли аэропорт в Минеральных водах, поэтому руководство Грузинского управления ГВФ связалось с руководством Армянской отдельной авиагруппы и спросило у них разрешения использовать два армянских Ил-18, простаивающих в Тбилиси, для организации дополнительных рейсов в Минеральные Воды, что могло бы разгрузить тбилисский аэровокзал. Руководство ответило отказом, однако узнав, что ереванский аэропорт в ближайшее время не откроется, было вынуждено согласиться с таким предложением.

Одним из выбранных самолётов стал борт 75757. Хотя о посадке на дополнительный рейс не сообщалось, пассажиры неорганизованной толпой стали набиваться в самолёт. В таких условиях не вёлся контроль билетов, а трап пришлось отгонять с ещё стоящими на нём людьми. После отъезда трапа выяснилось, что на борт не успели сесть два члена экипажа — бортмеханик и одна из стюардесс, поэтому для них спустили приставную лестницу, по которой в самолёт забрались ещё несколько пассажиров.

В 16:55 Ил-18 вылетел из аэропорта Тбилиси. Всего на борту 84-местного авиалайнера находились 110 пассажиров, причём 26 из них, которым не хватило мест, стояли или сидели в проходах, а некоторые - даже в гардеробе и буфете. Самолёт был перегружен в задней части, из-за чего нарушилась задняя центровка, составив 24,5 % САХ(превышение на 1 %), хотя в графике указана 19 % САХ.

До Минеральных Вод Ил-18 долетел без осложнений. В это время небо над аэропортом было полностью затянуто облаками с нижней границей 120 метров, горизонтальная видимость составляла 2000 метров и шёл слабый снег. После выхода из четвёртого разворота (на предпосадочную прямую) самолёт был в 20 километрах от аэропорта и отклонился вправо от оси на 800—900 метров. Когда расстояние до полосы сократилось до 8 километров, диспетчер вывел их на посадочный курс, благодаря чему дальний приводный радиомаяк (в 3850 метрах от полосы) самолёт прошёл на глиссаде, курсом 117° на высоте 250 метров. После этого диспетчер спросил у пилотов, видят ли они огни старта. Ответ был отрицательным, в связи с чем экипаж принял решение уходить на второй круг.

При уходе на второй круг Ил-18 значительно отклонился вправо. В 17:58 летящий в темноте по курсу 188° на высоте 90 метров относительно аэропорта самолёт врезался в лесистый склон холма в 3 километрах юго-западнее аэропорта. Авиалайнер пронёсся по лесу около 280 метров, затем его развернуло влево и он загорелся. В катастрофе погибли бортрадист-стажёр , стюардесса и 30 пассажиров.

 Причиной катастрофы явилось нарушение экипажем требований инструкции по взаимодействию между членами экипажа при заходе на посадку ночью в сложных метеоусловиях. Вследствие этого произошло уклонение вправо и столкновение с холмом. Экипаж начал уход на второй круг с высоты 90 м, а столкновение с землей произошло без крена на этой же высоте, т.е. помимо уклонения вправо экипаж не перевел самолет в набор высоты.
    Сопутствующие факторы: Передача фактической погоды получасовой давности (погода за это время стала значительно хуже);
    нарушение со стороны диспетчера – запрос экипажа о видимости старта отвлек внимание КВС от приборов на землю;
    безобразная организация посадки пассажиров в Тбилиси, которые врывались на борт толпой. В результате на борту оказались пассажиры, не имевшие билетов, а их общее число превышало максимальное на 26 человек. Наличие не имевших мест пассажиров создало дополнительные трудности при их спасении и увеличило количество жертв. Это обстоятельство, а также длительное ожидание вылета привело к возбужденному состоянию членов экипажа.

Этот пост написан в рамках проекта СССР-75737, по восстановлению Ил-18В в Монинском музее ВВС. Подробности о проекте можно прочесть тут: