Катастрофа Ту-124 СССР-45012 под Днепропетровском, 1970 год. Падение с эшелона.

06.04.2018

Вообще , 1970 год выдался драматичным для самолетов этого типа. В результате катастроф и аварий было потеряно 4 борта.

Ту-124 с бортовым номером 45012 был выпущен Харьковским авиазаводом в 1961 году и был передан в Вильнюсский авиаотряд.

2 сентября 1970 года самолет выполнял рейс из Минеральных вод в Вильнюс с промежуточной посадкой в Ростове на Дону.

В 14:55 Ту-124 вылетел из Ростова на Дону после промежуточной остановки и после подъёма занял эшелон 8400 метров. Всего на борту самолёта находились 32 пассажира. Согласно прогнозу погоды, на маршруте самолёта были слоисто-кучевые облака с разрывами и верхней границей около 2000—2500 метров, неустойчивый ветер со скоростью около 3—6 м/с, а также небольшая болтанка.

В 15:14 экипаж доложил о пролёте Донецка на эшелоне 8400 метров, на что авиадиспетчер дал им команду поскорее занять эшелон 9000 метров, так как на высоте 8400 был встречный самолёт. Экипаж подтвердил получение команды, а в 15:16 доложил о подъёме до высоты 9000 метров. В 15:31 рейс 3630 связался с юго-западным сектором Харьковского РДП и доложил, что пролетел Днепропетровск и намерен осуществить пролёт Кременчуга в 15:41. Путевая скорость самолёта относительно земли составляла 852 км/ч, сам экипаж при данных переговорах говорил спокойно и чётко.

Неожиданно в 15:37 в Харьковском диспетчерском центре услышали с данного самолёта передачу, состоящей всего из одной фразы: Сорок пять… [длительная пауза] ноль… [почти с выкриком] двенадцать. После этого связь с экипажем прервалась и на вызовы он не отвечал, так и не успев ничего доложить центру.

По данным комиссии, находящийся на высоте 9000 метров авиалайнер перешёл в крутое пикирование с левым разворотом. Он развернулся на 266°, когда на скорости 950 км/ч под углом около 70—75° и с левым креном врезался в кукурузное поле между сёлами Лиховка и Заполички Днепропетровской области на расстоянии 9 километров левее трассы и взорвался. На месте падения сформировалась глубокая воронка, а располагалось оно в 70 километрах от Днепропетровска и в 57 километрах от Кременчуга. Все 37 человек (5 членов экипажа и 32 пассажира) на борту самолёта погибли.

Комиссия установила что разрушения самолета в воздухе не было. Признаков столкновения в воздухе с каким-либо объектом не обнаружено. Стрельб и запусков беспилотных средств воинскими частями в данном районе не производилось. Запуски радиозондов производились в других районах и в указанное время они не могли находится в районе катастрофы. На ленте КЗ-63 записи полета не обнаружено.

Триммер руля направления был найден отклоненным полностью вправо, триммер первого элерона – отклоненным полностью вверх. Шасси, закрылки, подфюзеляжный щиток и интерцепторы находились в убранном положении. Двигатели работали в режиме малого газа. В процессе развития аварийной ситуации имело место экстренное снижение, которое, согласно РЛЭ предусмотрено при разгерметизации и пожаре в воздухе. Полное отклонение триммеров руля направления и одного из элеронов при разгоне самолета в этом случае могло усугубить аварийную ситуацию и усложнить пилотирование самолета. Левый и правый двигатель находились в воронке на глубине 4,5 и 5 м на расстоянии 1-1,5 м друг от друга. Левый двигатель следов пожара не имеет. Правый двигатель значительно обгорел, особенно в верхней части. Также следы пожара обнаружены на деталях и трубопроводах системы кондиционирования, идущих от правого двигателя. Подкосы крепления двигателя имели деформацию. Выдвинутая в связи с этим инженерно-технической подкомиссией версия о пожаре в правом двигателе и возможностью отравления экипажа продуктами горения в дальнейшем подтверждения не нашла. Пожара в полете не было. Все следы от воздействия огня возникли во время наземного пожара.

Причину катастрофы установить не удалось в связи с полным разрушением, взрывом и пожаром самолета.

Этот пост написан в рамках проекта СССР-75737, по восстановлению Ил-18В в Монинском музее ВВС. Подробности о проекте можно прочесть тут: