Катастрофа Ту-124В СССР-45028 под Куйбышевом, 1965 год.

30.03.2018

Ту-124В с бортовым номером СССР-45028 был выпущен Харьковским авиазаводом в 1962 году и был передан в Приволжское управление ГВФ .

8 марта 1965 года Ту-124В выполнял рейс Куйбышев-Ростов на Дону - Сочи. На борту было 30 пассажиров и 9 членов экипажа.

 Перед взлетом самолет был облит горячей водой. Экипаж 173 летного отряда выполнил взлет в 11:34 местного времени. В левом кресле находился КВС-стажер. В правом – проверяющий. КВС и второй пилот в управлении самолетом участия не принимали и расположились в салоне. На высоте 40-50 м самолет увеличил угол набора с возникновением правого крена в момент уборки механизации. Самолет перешел в снижение и в 11:35 столкнулся с землей в заснеженном поле на удалении 2 300 м от центра ВПП правее оси ВПП. Столкновение произошло сначала левой плоскостью, затем носовой частью. Самолет был разрушен, пожара не возникло. Все члены экипажа и 16 пассажиров погибли на месте. 5 пассажиров скончались в больнице. Двигатели в момент столкновения с землей не работали. Погода: ветер слева 90°, 5 м/с, видимость 1 200 м, дымка, температура – минус 2°С.

Вывод комиссии: Причиной катастрофы явилась неправильная работа авиагоризонтов, что в условиях пилотирования по приборам исключило возможность продолжения полета. Это стало следствием одной из двух вероятных причин:
    а) позднее включение электропитания авиагоризонтов и центральной гировертикали перед взлетом (от начала запуска двигателей до взлета прошло 2-2,5 мин.) Это привело к невыходу авиагоризонтов на рабочий режим к моменту взлета. В РЛЭ отсутствуют указания о минимально допустимом времени выхода авиагоризонтов на рабочий режим после включения электропитания.
    б) возможный технический отказ правого авиагоризонта устаревшей модели УГ (возможно, из-за попадания воды при обливке самолета).

    Особое мнение представителей ОКБ Туполев (дополнение к общему выводу): катастрофе могло способствовать пилотирование на взлете в сложных метеоусловиях летчиком-стажером, не имевшим достаточных навыков.

Этот пост написан в рамках проекта СССР-75737, по восстановлению Ил-18 в Монинском музее ВВС. Подробности восстановительных работ можно прочесть тут: