Катастрофа Ту-124В СССР-45086 под Мурманском,1965 год

31.03.2018

Ту-124В с бортовым номером СССР-45086 выпущен Харьковским авиазаводом и был передан в Ленинградский авиаотряд Северного управления ГВФ . До катастрофы самолет налетал всего 357 часов.

10 ноября 1965 года самолет выполнял рейс Ленинград - Мурманск , на борту было 57 пассажиров и 7 человек экипажа.

В 14:21 самолёт вылетел из ленинградского аэропорта "Шоссейное" и после подъёма занял эшелон 10 000 метров.

Над Мурманском небо было затянуто рваными слоисто-кучевыми облаками с просветами, нижняя граница около 200—300 метров, стояла полярная ночь. В 15:50, за 7 минут до расчётного времени посадки с экипажем связался диспетчер мурманского, который передал информацию о погоде (сплошная облачность с нижней границей 260 метров, снегопад, видимость 1500 метров) и дал указание снижаться до 2400 метров. Вскоре он дал команду на снижение до 700 метров, а также дал указания по заходу на посадку.

При прохождении высоты 800 метров командир выполнил четвёртый разворот чуть раньше, в результате чего вышел из него на 800 метров раньше, но продолжил снижение. Расположенный в 7100 метрах от ВПП дальний приводный радиомаяк самолёт прошёл левее на 400 метров. Экипаж осуществлял снижение до высоты 180 метров к ближнему приводному радиомаяку, расположенному в 2400 метрах от полосы, когда Ту-124 неожиданно попал в сильный снегопад. Однако командир не прекратил снижение лайнера. В это время с экипажем связался диспетчер и ошибочно назвал неверное расстояние до аэропорта — 2800 метров, а также, что они пролетели ближний приводный радиомаяк. Взглянув на землю, командир самолёта в темноте увидел огни, которые принял за начало полосы. Однако на самом деле это были огни домика радиомаяка, тогда как до полосы было ещё два с лишним километра. Не зная истинной ситуации, командир увеличил скорость снижения самолёта до 8—9 м/с.

В 15:57, пролетев 273 метра после ближнего приводного радиомаяка и недолетев 2127 метров до торца ВПП , самолет ударился о лёд озера Килпъявр, расположенного между БПРМ и аэродромом. От удара оторвало левое полукрыло, после чего самолёт развернуло и начало тащить по льду. В 347 метрах от точки первого удара у фюзеляжа оторвало пилотскую кабину, которую отнесло в сторону на 166 метров. Также оторвало и правое полукрыло. Проскользив по льду 565 метров от места первого удара, фюзеляж наконец остановился, после чего, проломив лёд, начал быстро тонуть. Также начала тонуть и пилотская кабина. Из здания радиомаяка прибежали солдаты, которые стали помогать пассажирам выбраться наружу. Тем не менее, в катастрофе погибли 32 человека: 30 пассажиров и 2 члена экипажа.

 Комиссия определила следующие причины катастрофы:внезапное попадание в снежный заряд до пролета БПРМ и снижение ниже минимальной высоты. Передача малоопытным диспетчером неточной информации о местонахождении самолета.

Отсутствие в аэропорту наблюдений за погодой в районе БПРМ.

Отсутствие курсоглиссадной системы и огней подхода между БПРМ и ВПП.

КВС был обязан уйти на второй круг при достижении минимальной высоты.

Этот пост написан в рамках проекта СССР-75737, по восстановлению Ил-18 в Монинском музее ВВС. Подробности о проекте можно прочесть тут: