Судьба Ту-104А СССР-42460

09.04.2018

Самолет был построен на Омском авиазаводе в 1960 году.Это был один из последних построенных Ту-104. В этом же году был передан в 235-Отдельный правительственный авиаотряд. 10 февраля 1964гприлетал в Лондон, во время визита делегации с Валентиной Терешковой. В 1964 году был передан в Центральное управление международных воздушных сообщений Шереметьевского авиаотряда. В 1973 был передан в Ленинградский авиаотряд и в 1979 году был списан по ресурсу.

У руководства Рыбинского моторного завода была давняя идея поставить в городе самолет в виде памятника. В 1983 году удалось найти только списанный Ту-104 , хотя двигатели именно для этих самолетов завод никогда не производил.

Самолет перелетел из Ленинграда в Ярославль, а оттуда на барже по Волге был доставлен в Рыбинск. Первое время самолет стоял на берегу и его охраняли милиционеры.

Летом 1983 года, ночью, перекатили самолет по городу и при помощи лебедок и тросов установили его на постамент.

Носовая стойка была демонтирована, а створки закрыты.

В конце 90–х – начале 2000–х годов в салон самолёта постоянно проникали вандалы. Они сломали оборудование, изрезали обивку салона и неоднократно гадили.

Поворотным в судьбе самолёта стал 2016-й. В преддверии столетия НПО «Сатурн» его руководство решило вернуть памятнику прежний облик.

Для работ привлекалась команда Ильи Аксарина. Были зачищены очаги коррозии, произведена герметизация салона, полная покраска фюзеляжа и плоскостей. Сделано декоративное освещение.

В октябре 2016 года памятник был заново открыт.

Этот пост написан в рамках проекта СССР-75737, по восстановлению Ил-18В в Монинском музее ВВС. Подробности о проекте можно прочесть тут: