10 676 subscribers

«Чтобы нечистая сила не влияла на психосферу Москвы»: скитания запретного памятника Москвы

474 full reads

Мне кажется, если бы жители Патриарших, выступавшие против установки в районе прудов памятника «Мастеру и Маргарите», могли перенестись на машине времени и увидеть скульптуры не в проекте, а в реальном воплощении, передумали бы.

Ну, если не все, то многие.

Скульптуры из многофигурной композиции "Мастер и Маргарита", скульптор А.И. Рукавишников. Москва, Земляной Вал, сквер рядом с домом 59с2
Скульптуры из многофигурной композиции "Мастер и Маргарита", скульптор А.И. Рукавишников. Москва, Земляной Вал, сквер рядом с домом 59с2

Потому что такой живой, по-человечески теплый, памятник еще поискать в Москве. Это, конечно, личное, предвзятое, мнение, но для меня многие из работ Александра Рукавишникова стали плотью и кровью города.

Начиная от Юрия Никулина у Цирка на Цветном, любимого места селфи всех мам и детишек, до мученически искривленного Достоевского у бывшей Ленинки, ныне РГБ.

🔥 Работы Рукавишникова стали поистине народными, некоторые из них стали героями поста «Писающий мальчик» и «тараканы в банке»: смешные прозвища у памятников Москвы

Познакомиться с памятником «Мастеру и Маргарите» я хотела давно, следила краем глаза за его скитаниями по городу, и вот наконец (как это водится - совершенно случайно), встретила его там, где никак не ожидала. На шумном перекрестке дорог, в гуле машин, смоге и мазуте, стоит он, создавая вокруг себя каким-то чудом островок покоя.

Вот такой парадокс, поистине булгаковская мистика! Совсем рядом, на расстоянии вытянутой руки – день и ночь несутся по Земляному валу машины на огромной скорости, а здесь – шелестит зеленая листва и прячутся солнечные зайчики в тени густых крон деревьев над Яузой.

Gesamtkunstwerk на Патриарших прудах

Этой истории больше 20 лет. В далеком 1998 году Министерство культуры провело конкурс на создание памятника памяти Булгакова.

Выиграл его Александр Иулианович Рукавишников, третий из династии потомственных скульпторов, Народный художник РФ, действительный член Российской академии художеств, профессор художественного института имени В.И.Сурикова.

Проект был, не побоюсь этого слова, новаторский для тех лет.

Можно было ожидать привычный всем «классический» памятник на постаменте - холодное монументальное искусство, далекое от рядового жителя Москвы, равнодушно пробегающего мимо по своим делам, даже не подняв голову.

Но Рукавишников представил обществу нечто совершенно иное - композицию из порядка 10 скульптур, рассеянных по району Патриарших.

Герои бессмертного романа, по задумке скульптора, были вписаны в ткань города, жили там, где их поселил автор. Таким образом литература сливалась с жизнью… и с нами, читателями.

Памятник словно «зеркалил» роман. Как и в литературном произведении, в скульптурном были три линии – библейская (Иешуа, Понтий Пилат), потусторонние силы (Воланд и его свита) и москвичи, в лице Булгакова.

Не менее важна была архитектурная часть проекта, за которую отвечали Андрей Шаров и Александр Кузьмин. Скульптор назвал работу своих коллег шедевром – в ней тоже было много тонких деталей, аллюзий, объединяющих Жизнь и Искусство.

✔️ Например, Иешуа должен был идти по воде внутри руинированной колоннады. Водный круг диаметром 10 метров не замерзал бы даже зимой. От пара деревья покрывались бы инеем, создавая мистическую атмосферу. А лунный свет имитировал прожектор, скрытый в газоне.
Шины выглядят точь-в-точь как резиновые, но это бронза, я проверяла 😉
Шины выглядят точь-в-точь как резиновые, но это бронза, я проверяла 😉

Даже такая бытовая конструкция, как пандус для перемещения людей с ограниченными возможностями, была встроена в проект, представляя собой кухонный шкаф. А ограда пруда прерывалась на месте, где по роману погиб Берлиоз. Там предполагался осколок трамвайных рельсов и голова председателя МАССОЛИТа.

Таким образом, по проекту предполагался не памятник, а скорее то, что искусствоведы называют термином Gesamtkunstwerk (нем., гезамткунстверк) – единое, цельное произведение искусства, в котором объединены разные жанры - Литература, Скульптура, Архитектура… и сама Жизнь.

Четырехэтажный Примус – оберег Москвы

Есть такие темы, к которым сложно остаться равнодушным, и общество делится на два лагеря. Либо ты «за», либо «против», нейтралитет выдержать почти невозможно.

Так было и в случае с проектом Александра Рукавишникова. Противники памятника окрестили его нечистью и дьявольщиной.

По официальной версии, многофигурная композиция грозила разрушить камерный старинный облик Патриарших прудов. А неофициально… Какие только слухи ни ходили, от осушения прудов до строительства многоуровневого паркинга под ними.

«Чтобы нечистая сила не влияла на психосферу Москвы»: скитания запретного памятника Москвы

Сторонники тоже не остались в долгу и обвиняли своих оппонентов в «примусоборчестве».

12-тиметровый примус, действительно, не давал никому покоя. Автор считал его одним из ключевых элементов композиции, наделяя мистическими свойствами.

Культовый прибор советской эпохи был задуман, по словам скульптора, «как символ эпохи, чтобы нечистая сила не влияла на психосферу Москвы, чтобы туда попрятать всех чертей, Азазелло и компанию». Ночью он должен был подсвечиваться красным изнутри.

Вот такой предполагался своеобразный оберег Москвы. Но от него Александра Иулиановича заставили отказаться, попросив вместо этого сделать машину с грачом – ту самую, которая сейчас украшает Земляной вал.

📌 После скандала с примусом Рукавишникова завалили заказами азиатские клиенты. Японцы, китайцы и корейцы, в отличие от москвичей, массово захотели поставить у себя краснобрюхие бронзовые примусы.

Побег из плена забвения

Начиная со стадии проекта, памятник претерпел столько всяких изменений, трансформаций и перемещений, что хватит на десяток монументов.

Но, видимо, судьба такая – у главного мистического романа XX века и памятник должен быть под стать.

Его пытались отправить на Воробьевы горы, но там тоже не приняли - из-за протестов православной общественности против соседства с Андреевским монастырем.

Затем скульптуры стояли, скрытые от глаз москвичей, во дворе мастерской Рукавишникова на Большой Молчановке, а также в рабочих помещениях мастера в Солнечногорске.

Но через некоторое время части композиции начали потихоньку вырываться из плена забвения.

Так, скульптура Коровьева и Бегемота прижилась у Булгаковского дома на Большой Садовой. А в 2013 году скульптуру Мастера и Маргариты установили у галереи «Дом Нащокина» в Воротниковском переулке.

Теперь же она и другие скульптуры находятся на Земляном валу. Место, может быть, и неслучайное (здесь находится арт-пространство Рукавишникова «Рукав»), но явно неподходящее.

Но, думаю, это еще не конец скитаний бронзовых героев булгаковского романа. И как для книги времена гонений сменились на возрождение, так и для памятника наступит момент, когда колесо Фортуны повернется в сторону признания.

И мне кажется, что обретя пристанище на Земляном валу, скульптурная память о «Мастере и Маргарите» вступила на этот путь.

Было интересно? Пожалуйста, поставьте 👍 и подпишитесь на мой канал! Спасибо за внимание!

Читайте на этом канале:

👉 «Дом Сытина»: островок деревянной Москвы, чудом уцелевший в пожаре 1812 года
👉 Прошло 100 лет, но здесь по-прежнему живут люди: казармы Богородско-Глуховской мануфактуры старообрядца Морозова
👉 «Богоспасаемая Сухаревка»: неизвестные страницы жизни криминального рынка Москвы

#москва и москвичи #старая москва #московские истории #люблю москву #фотопрогулка #искусство #москва24 #архитектура москвы #культура #московские улицы