10 675 subscribers

Купеческий дворец с подземным ходом: что скрывает «архитектурная матрешка» на Николоямской

480 full reads

Я называю такие здания «архитектурными матрешками».

Наша древняя столица, Москва-матушка, хотя и старается навести марафет на своих лицах-фасадах, но там, в глубине, под ними скрывается древний скелет.

И под следами более поздних наслоений времён зачастую можно докопаться до белокаменных палат времен царя Гороха.

Городская усадьба XVII-XIX вв. Николоямская улица, д. 51, стр. 1-4
Городская усадьба XVII-XIX вв. Николоямская улица, д. 51, стр. 1-4

Вот и эта усадьба на Николоямской, 51 – идеальный, мне кажется, пример того, как здание, переходя из рук в руки, от владельца к владельцу, менялось вместе со своими хозяевами.

Интересно, что участок в течение всей своей истории принадлежал только представителям торговой сферы, то есть купцам. А ведь на первый взгляд складывается стойкое впечатление, что этот дворец принадлежал «благородным».

Архитектурный комплекс имеет статус Объекта культурного наследия федерального значения
Архитектурный комплекс имеет статус Объекта культурного наследия федерального значения

Смотришь на этот камерный, и одновременно солидный, курдонер (от франц. cour d'honneur - парадный двор) и представляешь себе сцены в стиле «гости съезжались на бал», а в качестве хозяев этакую семью Ростовых.

Но суровые факты разбивают в пух и прах все грезы о красивой жизни красивых людей.

Люди, может, были и красивые, но вот жизнь у них была вполне трудовая – купцы в облаках не витают, зарабатывая в поте лица свою элитную московскую недвижимость – позволить себе жить напротив храма, с видом на Дом божий, могли только избранные.

Сейчас, как видим, курдонер не в лучшем состоянии. Но, согласитесь, в этом есть свой шарм - напоминает уголок заросшего сада с картин Поленова.
Сейчас, как видим, курдонер не в лучшем состоянии. Но, согласитесь, в этом есть свой шарм - напоминает уголок заросшего сада с картин Поленова.

Если снять со здания «макияж» истории и обнажить архитектурную основу, то в подвале мы найдем белокаменную сводчатую палату рубежа 17-18 веков. В середине 18 века к «матрешке» прибавили еще один слой – расширили палатой и надстроили вторым этажом. Владельцем тогда был купец С.В. Васильев.

Его коллега по торговому цеху Петр Яковлевич Пищальников переделал фасад уже по своему вкусу и моде того времени, а также построил два флигеля, которые придали законченность архитектурному ансамблю.

Но изменения на этом не закончились, как не заканчивается сама жизнь. И во второй половине 19 века новые владельцы снова расширяют объемы и украшают интерьеры. Парадную анфиладу отделали мрамором, потолки украсили лепниной и расписными плафонами.

Вид на церковь Алексия Митрополита с парадного двора
Вид на церковь Алексия Митрополита с парадного двора
💥 Говорят, что в здании до сих пор сохранились следы былой купеческой роскоши – остатки дубовых дверей, наборного паркета и каминов. А на полу в одном из вестибюлей можно увидеть выложенную плиткой дату – 1871 г. (видимо, последних переделок).

Загадки заднего двора

У этой усадьбы есть одна особенность, которая открывается только дотошному путешественнику, который не поленился и обошел главный дом вокруг.

Сначала вроде ничего необычного - перед нами ничем не примечательный задний двор, довольно неухоженный, заросший травой.

Но, если оглядеться вокруг повнимательнее, то перед нами, в заросли кустов, откроется... головокружительный вид на Яузу!

Вот уж, действительно, купцы умели подбирать недвижимость - красивый вид во все времена увеличивал ее стоимость. В наши дни, правда, берега притока Москвы-реки закованы в асфальт и бетон и вызывают совсем не благостные чувства.

А в былые времена как, наверное, было приятно пить чай под вековым деревом и наблюдать за тем, как плещутся волны далеко внизу, под обрывом.

Сейчас панорама Яузы скрыта зарослями деревьев
Сейчас панорама Яузы скрыта зарослями деревьев

Кстати, задние фасады интересны сами по себе.

Посмотрите внимательно, ничего необычного не замечаете? Если нет, то посчитайте количество этажей - их три.

Купеческий дворец с подземным ходом: что скрывает «архитектурная матрешка» на Николоямской

А теперь взгляните на тот же дом, но с парадного фасада. Этажей уже два!

Верхний - с более высокими окнами, что свидетельствует о том, что за ними скрываются бальные залы (или другие репрезентативные комнаты). Он назывался бельэтаж (с французского - красивый этаж).

Купеческий дворец с подземным ходом: что скрывает «архитектурная матрешка» на Николоямской

В чем здесь секрет, я писала уже не раз, так как история эта типична для домовладельцев всех времен и народов, желающих сэкономить, неважно какой век стоит на дворе.

Если в двух словах, то третий этаж на заднем фасаде - это, судя по всему, антресоли (варианты полуэтажей, где, фактически, проходила повседневная жизнь чад и домочадцев).

📌 Подробнее об этой особенности московской архитектуры читайте в посте Дома-обманки, или как экономили застройщики Москвы 19 века.

Подземелье

Среди краеведов бытует версия, что усадьба была соединена подземным ходом со стоящей напротив церковью Алексия Митрополита.

Коридор, укрепленный камнем, соединял подвал здания с храмом по наиболее короткой траектории, пересекая улицу. В наши дни он завален.

Как же все-таки обидно, что в Москве практически нет подземных экскурсионных объектов такого плана.

Советские бункеры и прочие военные сооружения более-менее освоены туристической отраслью, а вот дореволюционные подземелья в хорошей сохранности днем с огнем не найти, так как они массово уничтожались в годы раннего СССР.

Решетка в барочном стиле - одна из самых красивых, мне кажется, в Москве
Решетка в барочном стиле - одна из самых красивых, мне кажется, в Москве

Некоторые из них заваливали чуть не прямо на глазах у главного русского исследователя подземелий – Игнатия Яковлевича Стеллецкого.

Но это уже – совсем другая история…

Было интересно? Пожалуйста, поставьте 👍 и подпишитесь на мой канал! Спасибо за внимание!

Читайте на этом канале:

👉 Лицо и изнанка: как выглядит элитное жилье начала XX века с парадного фасада и во дворе
👉 «Она несет свою красоту, как факел»: Лариса Рейснер, или Женщина революции
👉 Он влюбился в ее голос и сделал предложение в тот же день: «принцесса Греза» Михаила Врубеля

#москва и москвичи #московские истории #люблю москву #фотопрогулка #тайны прошлого #москва24 #архитектура москвы #московские улицы #старые улицы москвы #прогулки по москве