Ради нее он писал пьесы и задерживал поезда, а потом променял на 17-летнюю балерину Большого: Луначарский и Розенель

10 June 2020

«Луначарский был незаменим в сношениях со старыми университетскими кругами, которые убежденно ждали от «невежественных узурпаторов» полной ликвидации наук и искусств.

Не одному жрецу кафедры пришлось в те дни широко разинув рот глядеть на этого вандала, который читал на полдюжине новых языков и на двух древних и мимоходом, неожиданно обнаруживал столь разностороннюю эрудицию, что ее без труда хватило бы на добрый десяток профессоров.» (Л. Троцкий)

А. Луначарский и М. Горький
А. Луначарский и М. Горький

«Миноносец «Легкомысленный», как прозвал Луначарского Ленин, не имел равных в привлечении интеллигенции на сторону большевиков. Что уж говорить про способность наркома просвещения впечатлять милых дам! «Говорун» (прозвище Плеханова) мог заговорить кого угодно.

Для своей 20-летней любовницы, актрисы Натальи Розенель, Луначарский не жалел ничего и никого.

Одевал в шелка и бархат, отдал в ее полное распоряжение служебный автомобиль, возил по заграничным курортам, писал для нее пьесы … Даже задерживал отправление поездов, когда она опаздывала.

Н. Розенель в фильме "Саламандра" (1928 г.)
Н. Розенель в фильме "Саламандра" (1928 г.)

Девичья фамилия Розенель, уроженки Чернобыля, была Сац. Она приходилась сестрой композитору Илье Сацу, автору музыки к той самой мхатовской «Синей птице».

А племянница актрисы – Наталья Сац – произвела на Луначарского такое сильное впечатление, что в 18 лет стала самым молодым в мире директором музыкального театра.

Но это еще не все Сацы, которые плотным кольцом окружили наркома-«говоруна». Брат Игорь служил у него личным секретарем, а сестра Нина была поэтессой и любовницей Якова Блюмкина (убита при загадочных обстоятельствах в Евпатории).

Наталья Ильинична Сац, директор музыкального театра, племянница Натальи Розенель-Сац
Наталья Ильинична Сац, директор музыкального театра, племянница Натальи Розенель-Сац

Демьян Бедный не выдержал и написал эпиграмму (в Малом тогда шла драма Э. Штуккена «Бархат и лохмотья» в переводе Луначарского, где играла Розенель):

Ценя в искусстве рублики, нарком наш видит цель:
Дарить лохмотья публике, а бархат – Розенель.
Н. Розенель
Н. Розенель
Ради нее он писал пьесы и задерживал поезда, а потом променял на 17-летнюю балерину Большого: Луначарский и Розенель
Н. Розенель

Луначарский в долгу не остался:

Демьян, ты мнишь себя уже почти советским Беранже.
Ты, правда, «б»; Ты, правда, «ж». Но все же ты – не Беранже.

В официальной биографии Луначарского утверждается, что до 1922 года он жил в Кремле, а затем переехал в Денежный переулок.

На самом деле в кремлевской квартире жила жена Луначарского, а он с Розенель обитал преимущественно на Поварской, в одном из флигелей усадьбы Соллогубов. То есть в том самом «доме Ростовых», который он вскоре предложил отдать голодным писателям под «Дворец искусств» (о нем здесь и здесь).

А.В. Луначарский
А.В. Луначарский

Но все же одной Натальи Розенель любвеобильному Анатолию Васильевичу не хватало. В 1924 году у него появилась новая подруга, тоже годившаяся ему в дочери. Это была 17-летняя балерина Большого театра, которая родила от наркома дочь Галину.

В интервью 2013 года внук Луначарского по этой линии рассказал о сложностях обретения права принадлежать к знаменитой семье, но фамилии бабки не назвал.

Некоторые исследователи считают, что это была Надежда Бруштейн, выступавшая под фамилией Надеждина.

Н. Надеждина и ее ансамбль "Березка"
Н. Надеждина и ее ансамбль "Березка"

Ее карьера сложилась очень удачно – она стала создателем хореографического ансамбля «Березка», получила звание народной артистки СССР и Героя Соцтруда.

При подготовке поста использована книга: А. Васькин «Повседневная жизнь советской богемы от Лили Брик до Галины Брежневой», материалы из Википедии.

Было интересно? Пожалуйста, поставьте 👍 и подпишитесь на мой канал! Спасибо за внимание!

Читайте на этом канале:

👉 Денежный переулок: салонная жизнь в двухуровневом пентхаусе наркома Луначарского
👉 Усадьба Ростовых: «комариная моща», «дохлое существо на спичках» и другие обитатели первой творческой коммуны Москвы 1920-х
👉 Поварская: циркачка-аферистка из «Дворца Искусств»