10,5K подписчиков

«Зина, снимай шубу!»: где брали деньги знаменитые советские коллекционеры

21K прочитали
Культура
Больше по теме

«Откуда у простого советского доктора наук такие деньги, чтобы покупать картины Репина или театральные эскизы Бакста?» - так, наверное, думал каждый второй посетитель выставки 1973 г. в ГМИИ им. Пушкина.

Знакомая всем история - очереди в Пушкинский музей. Фото 1979 г.
Знакомая всем история - очереди в Пушкинский музей. Фото 1979 г.

Пушкинский музей тогда впервые открыл выставку произведений западноевропейского искусства из собрания Ильи Самойловича Зильберштейна.

И. Зильберштейн, коллекционер
И. Зильберштейн, коллекционер

Это собрание было столь масштабным – 1844 живописных работы – что впоследствии на ее основе был создан Музей личных коллекций, который сегодня занимает отдельный корпус на Волхонке.

Современники вспоминали о Зильберштейне как о человеке с вулканической энергией и редким обаянием


Сам коллекционер не раз описывал поистине чудесные истории обретения тех или иных бесценных произведений искусства.

Декабрист Н. Бестужев создал 76 акварельных работ - портреты соузников и их жен, Читы, Петровского завода
Декабрист Н. Бестужев создал 76 акварельных работ - портреты соузников и их жен, Читы, Петровского завода

Так, профессор 20 лет искал серию портретов, созданных декабристом Н. Бестужевым в Читинском остроге. Перелопатил груды книг и архивов, встретился с сотнями людей.

Его усилия были вознаграждены совершенно неожиданно – во время войны, в 1945 году некий человек, пожелавший остаться неизвестным, вручил ему ничем не примечательную папку с вожделенными акварелями.

Н. Бестужев. Чита
Н. Бестужев. Чита

А из трех поездок во Францию в 1960-1970-х годах Зильберштейн, отправлявшийся за границу почти без копейки денег, возвращался с сотнями ценных документов, которые ему дарили эмигранты.

Зачастую шедевры мировой живописи «обретались» на помойках и свалках

А был и такого рода бизнес – коллекционеры заранее договаривались со строителями, чтобы им дали возможность пошарить в домах, которые предназначались под снос.

Под половицами, например, с завидной регулярностью находили царские червонцы в тайниках.

Вообще, советские коллекционеры не были кабинетными «чистюлями» и много чего умели делать своими руками, в том числе разбирались в реставрации.

Ф. Вишневский
Ф. Вишневский

Феликс Евгеньевич Вишневский был как раз таким коллекционером-«вещевиком». Он мог, например, собственными руками возродить из небытия найденные им на помойке старинные часы с боем.

Как-то раз он наткнулся на одном складе разломанный шкаф. Им уже хотели печку топить, но Вишневский уговорил завскладом бесплатно отдать ему «эту рухлядь» и вывез обломки на дачу.

Продолжение этой истории иначе как чудесным совпадением не назовешь.

«Откуда у простого советского доктора наук такие деньги, чтобы покупать картины Репина или театральные эскизы Бакста?» - так, наверное, думал каждый второй посетитель выставки 1973 г. в ГМИИ им.-6

В букинистическом магазине Феликс Евгеньевич лениво перелистывал страницы каталога старинной мебели и случайно наткнулся на фото спасенного шкафа! С подписью под ней – «XVIII век».

Коллекционер по сути заново создал шкаф по фотографии и подарил его Пушкинскому музею.

«Закопченный» Тропинин

И чувствовать "нужных" людей советские собиратели искусства умели, как собаки-ищейки.

Как-то раз Вишневский стал свидетелем попытки одного человека продать Третьяковской галерее какую-то потемневшую картину. Хранители Третьяковки отказались, а Феликса Евгеньевича чутье не подвело.

Он купил картину и отвез к реставратору. Очистив закопченный холст, он выяснил, что знаменитый «Портрет С.К. Суханова» кисти Тропинина. Тот самый, который до сих пор часто называют "Нищий старик".

Портрет С.К. Суханова, худ. Тропинин
Портрет С.К. Суханова, худ. Тропинин

Картины Тропинина вообще были главной страстью Вишневского. Теперь его коллекция хранится в Музее В.А. Тропинина и художников его времени. Феликс Евгеньевич, фактически, был его основателем.

Проделки Фортуны

Другой же известный советский коллекционер – посольский работник греческого происхождения Георгий Костаки – если денег на покупку не хватало, мог сказать своей жене: «Зина, снимай шубу!»

Истинные страсти не щадят никого, даже жен коллекционеров :-)

«Откуда у простого советского доктора наук такие деньги, чтобы покупать картины Репина или театральные эскизы Бакста?» - так, наверное, думал каждый второй посетитель выставки 1973 г. в ГМИИ им.-8

Но фортуна, особа капризная и непредсказуемая, видимо, любит тех, кто увлечен своим делом. И поощряет их, подбрасывая новые шансы.

Коллекцию работ своей любимой художницы Любови Поповой Георгий Дионисович совершенно случайно нашел на даче ее племянника.

Лестница была обита фанерой с подписью «Попова». Костаки привез новую фанеру, забил ею лестницу, как было, а работы знаменитой русской художницы стали частью его коллекции.

«Откуда у простого советского доктора наук такие деньги, чтобы покупать картины Репина или театральные эскизы Бакста?» - так, наверное, думал каждый второй посетитель выставки 1973 г. в ГМИИ им.-9

Наверняка мы могли видеть их несколько лет назад, на выставке Третьяковки на Крымском валу, посвященной коллекции Костаки.

При подготовке поста использована книга: А. Васькин «Повседневная жизнь советской столицы при Хрущеве и Брежневе», материалы Википедии.

Было интересно? Пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал! Спасибо за внимание!

Читайте также:

Готический дворик в патриархальной Москве
"Продуктами дамы из Дома Правительства спекулировали на близлежащих колхозных рынках"
«В подвалах и погребах – грязь, зловоние, теснота!»: антисанитария в Москве 19 века