Фоторепортаж «200 метров от вокзала»

20 November 2017

Привокзальные площади в российских городах, как правило, хорошо обустроены и служат своеобразной визитной карточкой. Однако зачастую картина меняется, если отойти от них буквально на 200 метров. Корреспонденты «7х7» в восьми городах прогулялись по прилегающим к авто- и железнодорожному вокзалам улицам и попытались оценить, какое впечатление они производят на тех, кто приезжает в незнакомый для себя город. В объективы фотокамер попали улицы в Йошкар-Оле, Сыктывкаре, Воронеже, Кирове, Костроме, Петрозаводске, Рязани, Мурманске.

ЙОШКАР-ОЛА

Железнодорожный и автовокзалы в столице Марий Эл расположены рядом. Эдакий провинциальный «хаб» дополняет посадочная платформа пригородных поездов и остановка, на которой можно сесть на один из кольцевых троллейбусных маршрутов.

Однако, как показало время, всеобщее стремление к улучшению инфраструктуры общественного транспорта и сложившиеся к тому практически естественные предпосылки (см. выше — об уникальной логистической транспортной схеме Йошкар-Олы) иногда дают досадные сбои.

Так, с февраля не функционирует посадочная платформа, с которой жители ближайших пригородов покидали Йошкар-Олу. О причине интернет-журнал недавно сообщил: собственник ввел плату за стоянку автобусов, что не устроило частных перевозчиков. 

Следят ли власти города и республики за внешним видом прилегающих к вокзалам кварталов и объектов инфраструктуры? Скорее да, чем нет. Хотя вот эта дорога, ведущая с платформы пригородных автобусов, кажется, находится в перманентно разбитом состоянии уже больше десятилетия. При том, что за состоянием основных городских магистралей, расположенных поблизости, коммунальные службы присматривают. Раньше, когда в арсенале городских дорожников не было современных технологий ямочного ремонта, они оперативно укладывали в ямы на расположенных поблизости улицах Панфилова и Карла Маркса обломки кирпичей.

Настоящие «200 метров от вокзала» в Йошкар-Оле нужно искать за железной дорогой. То есть следует отправиться в направлении, противоположном тому, которое выбирают 90% гостей столицы Марий Эл. Кроме домов частного сектора здесь расположены старые здания — кандидаты на пополнение фонда ветхого и аварийного жилья. Здесь по-своему уютно. В центре города, например, сложно встретить заботливо окрашенные сараи, да еще и с окнами, оправленными в наличники.

Эту территорию следует признать перспективной с точки зрения будущей сплошной застройки — близко к центру города; можно было бы даже предположить, что наличие такого плохо развитого района — своеобразный вызов для властей Йошкар-Олы и республики. Пока, правда, определенных планов насчет «завокзальной» части не звучало. Необходимо отметить, что местная хаотичная застройка и плохо развитая дорожная инфраструктура создают невероятные трудности для пожарных. Опять же, деревянная застройка, наличие сараев, низкий социальный статус некоторых обитателей этих домов создают благоприятную почву для достаточно частых в этих местах пожаров.

СЫКТЫВКАР

Столица Коми, как и другие города в Советском Союзе, застраивалась по похожей схеме. И железнодорожным вокзалам в ней отводилось особое место. Логика архитекторов и планировщиков тех лет была простой: приезжая в город на поезде, человек должен сразу попасть на центральную улицу города, по которой можно добраться до главной площади или важных административных зданий. Так спроектированы, например, и Сыктывкар, и Петрозаводск.

Сам железнодорожный вокзал до осени 2013 года несколько лет не ремонтировался. Обновить здание помогла эстафета олимпийского огня: столица Коми приняла его в ноябре, полтора года назад. За несколько месяцев до этого фасад вокзала покрасили, а площадь перед ним отремонтировали: уложили новый асфальт, привели в порядок прилегающую автобусную остановку и парковку для транспорта.

Однако это изменило картину не полностью. На самой площади по-прежнему красуются огромные лужи, а осенью и весной там часто можно увидеть неубранный снег и лед. Пешеходы испытывают неудобства, добираясь от здания вокзала до улиц Морозова и Коммунистическая или подходя к припаркованной на стоянке машине. Это явно портит первое впечатление от города.

Неприятности продолжаются и на улице Коммунистической в 150 метрах от вокзала. Причем их вид зависит от времени года. Зимой это лед, а летом — разбитая брусчатка.

Жители города заметили, что в последние два месяца ходить по улицам города стало травмоопасно. Под ногами лед, а коммунальные службы не торопятся посыпать его песком, как это часто происходило в прошлые годы.

Вдоль дороги несколько лет назад установили черный забор и лавочки. Весной они выглядят непрезентабельно, так как, опять-таки, коммунальщики ждут пока снег растает сам, а не очищают его, например, сбрасывая ближе к проезжей части. Именно такую картину корреспондент «7х7» наблюдал полторы недели назад на улицах Костромы, где люди в оранжевых жилетах очищали от снега и мусора несколько центральных улиц и пешеходный бульвар с лавочками.

Летом на улице Коммунистической пешеходы также испытывают некоторые трудности в передвижении. В брусчатке, уложенной несколько лет назад, появились зияющие дыры. И никто не торопится «латать» их.

Ну и независимо от времени года недалеко от железнодорожного вокзала можно увидеть мусор вдоль дорог.

Однако есть и положительные моменты. Сыктывкар — очень зеленый город. Летом и ранней осенью улица Коммунистическая благодаря деревьям выглядит красиво.

Автовокзал несколько месяцев назад сменил прописку. Раньше он находился около аэропорта. Новое место его расположения знают далеко не все сыктывкарцы — это конец улицы Морозова, недалеко от перекрестка с Сысольским шоссе.

Несколько иногородних знакомых корреспондента «7х7», приехавших в столицу Коми на автобусе, хвалили новое здание. «Такое чистое, просторное», — говорили они. Пожалуй, на этом его плюсы заканчиваются.

По-нормальному выбраться с автовокзала можно только на транспорте. Те же, кто решит пойти пешком, рискуют промочить и испачкать обувь. Пешеходной инфраструктуры нет в полукилометре от автовокзала.

Чтобы попасть на Сысольское шоссе (а потом и на улицу Морозова) — а это несколько сотен метров — люди вынуждены перепрыгивать через лужи. Более того, они рискуют быть обрызганными проезжающими мимо машинами. Дело в том, что на этом участке дороге нет тротуара, поэтому людям приходится идти по проезжей части.

На самом Сысольском шоссе лучше не становится. Там также нет оборудованной зоны для пешеходов. Такая же картина и на улице Морозова.

Ухудшает картину то, что в этом районе некогда был завод. Сейчас эта территория огорожена забором, на котором то и дело появляются надписи, явно не способствующие созданию приятного образа города.

ВОРОНЕЖ

Железнодорожный вокзал «Воронеж-1» находится в историческом центре города. Здание было построено в 1945 году, сама же станция начала свою работу еще в 1869-м, принимая высокопоставленных гостей Воронежской губернии.

Историческая ценность порождает и бережное отношение к зданию вокзала. Площадь содержится в чистоте и порядке, на каждом углу ― сувенирная лавка.

Как обычно, по-соседству ― стоянка ГАЗелей и ПАЗов, такси, ларьки и киоски быстрого питания.

Воронежский вокзал производит приятное впечатление. Хотя изредка можно наткнуться и на груды мусора, снега или спиленные деревья.

Возможно, околовокзальному кварталу позволяют оставаться в чистоте расположенные по-соседству важнейшие объекты ― символы мирского и вышнего правосудия, обнесенные одним советским забором.

Центральный автовокзал Воронежа находится рядом с Коминтерновским кладбищем. Он тоже содержится в чистоте и порядке.

Только выезд автобусов со станции немного затруднен: прилегающая улица Брянская вечно стоит в пробке.

Трудности начинаются у гостей города при пересечении Московского проспекта. Надземный переход двухэтажной высоты не оборудован лифтами, в отличие от подобных конструкций, расположенных у торговых центров: сумки приходится поднимать по ступенькам. Зато оборудован пандусами.

Надземный переход днем заполняется звуками то скрипки, то гармони. Посетители автовокзала, нагруженные сумками, обычно проходят мимо, а вот «местные» с удовольствием кучкуются около музыканта, наслаждаясь светским общением. Они даже не против сфотографироваться ― только «в другой раз», когда они «оденутся понаряднее».

КИРОВ

Железнодорожный вокзал в Кирове встречает приезжих строительными лесами и людьми в спецовках. Реконструкция здания, построенного в 1961 году, началась в этом году и должна завершиться в 2016. Дирекция железнодорожных вокзалов выделила на ремонт 37 млн 656 тысяч рублей — сюда входит косметический ремонт здания, обновление коммуникаций и модернизация конкорса (распределительный зал, устраиваемый между платформами и основными помещениями железнодорожного вокзала).

На привокзальной площади находится огороженная парковка. Мест не хватает, многие из них заняты частными перевозчиками, поэтому кировским водителям иногда приходится бросать автомобили в зоне действия запрещающих стоянку знаков. Дорога на площади, относительно остального города в это время года, довольно сносная. Ямы есть, но небольшие. Несколько лет назад на площади появился торговый центр «Лето», вид на который открывается при выходе в город.

Летом у центрального входа в здание вокзала поставили скульптурную композицию — «Присядь на дорожку». На постаменте разместились собака, фонарь и чемодан. Предполагается, что уезжающие могут присесть на памятник «на удачу». Возле автобусной остановки много мусора — пластиковые стаканчики, окурки и другие мелочи.

Менее ста метров нужно пройти гостям города, для того, чтобы посетить рынок, со всей присущей атмосферой подобных мест.

Один из жилых домов, недалеко от станции, окрашен в цвета дымковской игрушки. В свое время необходимость использования этого узора в архитектуре города вызвала много споров среди местной общественности. На соседнем здании висит реклама знаменитого «Вятского кваса». История с пресс-конференцией президента сделала квас едва ли не более популярным брендом Кирова, чем дымковский узор.

Автовокзал находится недалеко от привокзальной площади. Вокруг жилые типовые дома времен Хрущёва. Состояние асфальта здесь соответствует представлениям о вятских дорогах. Покрытие разбито.

Напротив остановки для городского транспорта — глубокая яма. Проезжающая со средней скоростью машина непременно забрызгает грязью ожидающих автобус людей.

По тротуарам пройти сложно — лужа может быть во всю ширину. Мусора здесь значительно меньше, чем на привокзальной площади. Уличной торговли нет, но недалеко стоит несколько павильонов различных торговых сетей.

Автовокзал был модернизирован в 2011 году. Выглядит современно, но как обычное административное здание. Реконструкция началась в 2010, но была какое-то время заморожена из-за нехватки средств.

Выглядит все контрастно, местами чисто и прибрано: сама территория перед вокзалом чистая, но стоит заглянуть на снег, который находится на клумбе, то открываются живописные виды подснежников-окурков и прочего мусора. Чем дальше отодвигаемся от вокзала, тем больше мусора, больше луж и меньше убранного снега. На дорогах местами заплаты и небольшие трещины, но в целом ситуация не так плоха, как в других частях города. Пятачок у входа в вокзал выложили тротуарной плиткой в 2014 году, и она пока отлично держится. Напротив вокзала находится недавно построенный, двухуровневый торговый центр. Слева от вокзала — мини-рынок «Ярмарка», где торгуют одеждой, фруктами, продуктами питания и различной мелочью. С другой стороны вокзала строится здание, в котором, скорее всего, будет торговый центр.

КОСТРОМА

Главным вокзалом Костромы считается железнодорожная станция «Кострома — Новая». Железная дорога в городе появилась в 1887 году, когда была построена линия «Ярославль — Нерехта — Кострома». До строительства моста через Волгу здание вокзала находилось на другом берегу реки. На привычном для горожан месте станция появилась в годы индустриализации.

Со строительством Транссиба Кострома перестала быть тупиковой станцией, пути частично электрифицировали. В начале 2000-х годов старое здание вокзала, пришедшее в упадок, реконструировали, превратив его в красивую современную станцию. Для удобства пассажиров в помещении повешены аншлаги и электронное табло. Внутри вокзала установлена антивандальная мебель, здесь постоянно дежурит охрана и ведется наблюдение. Здание как внутри, так и снаружи, выглядит весьма презентабельно, как в Европе.

Но буквально в 200 метрах от вокзала путешественников встречает суровая российская действительность. Привокзальная площадь Широкова окружена грудами грязного снега, заплеванного отходами и окурками. Тротуары и проезжая часть зияют дырами. На обочинах дорог с приходом весны появились «подснежники» в виде забытых с прошлого года старых автомобилей. Прилегающую к площади улицу Никитскую ежегодно затапливает во время паводка из-за проблем с ливневой канализацией.

Автобусный вокзал в Костроме в последние годы нередко становится эпицентром скандалов. После того как власти продали его предпринимателям, услуги станции подорожали настолько, что теперь муниципалитет вынужден искать другие здания, откуда можно было бы отправлять пассажиров подешевле. Альтернативными площадками были выбраны автостанции на Калиновском рынке и вещевом рынке «Солнечный», однако их размеров пока недостаточно.

Сегодня здание автовокзала, несмотря на тщательно подметенное пространство под навесом для отправки пассажиров, представляет собой плачевное зрелище. Кирпичный забор вокруг стен разрушен и со всех сторон обмотан предупреждающей лентой. На территории вокзала — огромные груды грязного снега, в котором играют дети. Охрана вокзала не обращает на них никакого внимания.

Сразу за забором автовокзала пассажиров встречают грязные лужи и безобразная свалка строительного мусора на остановке общественного транспорта. Рядом с такой остановкой надпись на входе в подземный переход, гласящая «Переход в уютный город», выглядит весьма двусмысленно. Несмотря на то, что стены и перила перехода украшены авторскими рисунками и яркими шерстяными нитками, пандус для спуска инвалидов есть только с одной стороны, а возле урны внутри перехода «уютно» лежит мусор.

Выходя из подземного перехода, пассажиры попадают на стоянку легковых такси, которую «украшают» глубокие четырехметровые лужи. В зияющий провалом люк напротив здания Сбербанка чья-то заботливая рука воткнула палку с нацепленным на нее пакетом, предупреждающим об опасности.

В марте 2012 года костромские власти объявили о том, что на Совете по инвестициям при губернаторе Костромской области был одобрен инвестпроект по строительству современного речного вокзала и причального комплекса стоимостью 120 миллионов рублей. Новый речной вокзал со спасательной станцией и яхт-клубом планировали построить на набережной Волги в Костроме к началу 2015 года. Однако до настоящего времени никакого вокзала на набережной так и не построили. Все речные суда и теплоходы с иностранными туристами подплывают к скромному причалу, расположенному неподалеку от знаменитой беседки Островского.

Возле беседки, построенной на живописном волжском берегу, любят фотографироваться молодожены и туристы. В 2014 году во время свадьбы на этом месте обрушился старинный особняк, который до настоящего времени так и не отремонтирован. Исторический памятник просто завесили куском ткани, который за год почернел и местами порвался. 

Сама беседка Островского сегодня представляет собой конструкцию, опасную для жизни: ее лестница находится в аварийном состоянии. Окрестная территория завалена грязным снегом и бытовым мусором. В конце аллеи, возле исторического дома соборного причта, построенного в XVIII веке, валяются выброшенные из окон горы строительных отходов и множество пустых бутылок из-под пива и водки.

Прилегающая к туристической тропе улица Лесная, откуда недавно отправлялся на аэростате Фёдор Конюхов, встречает пешеходов упавшими заборами и непроходимыми грязными тротуарами. А вот для автомобилистов визит именитого гостя оказался полезным: накануне запуска воздушного шара на улице Лесной провели ямочный ремонт, заделав литым асфальтом самые глубокие выбоины. Теперь улица выглядит, как старое лоскутное одеяло, но зато по ней можно вполне безопасно проехать на автомобиле.

ПЕТРОЗАВОДСК

Изобилием памятников архитектуры Петрозаводск похвастать не может. Во-первых, город относительно молодой (1703 год), во-вторых, сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, в-третьих, те немногие памятники истории, что дожили до наших дней, неизменно сменяются новостройками. Тем более выигрышно на фоне всего этого выглядит здание железнодорожного вокзала — памятник архитектуры, построенный в марте 1955 года и совсем недавно отметивший свое 60-летие.

Первое, что обращает внимание гостей города, — это финское название Петрозаводска, — Petroskoi. И это при том, что ни финский, ни родственный ему карельский языки не являются официальными государственными языками Карелии. Это скорее дань традиции, отсылающая нас к временам, когда Карелия обладала статусом союзной республики в составе СССР (Карело-финская ССР).

Однако следует признать, что респектабельно здание выглядит лишь внешне. Внутри же — потрепанные временем помещения для пассажиров, а состояние некоторых немаловажных комнат иначе как позорным назвать трудно. Реконструкция вокзала систематически появляется в планах ОАО «РЖД», и так же систематически из планов исчезает. По последним данным, от масштабных работ собственник вокзала отказался, отделавшись «косметическим» ремонтом как самого памятника архитектуры, так и платформ.

И все же здание вокзала в центре Петрозаводска в течение многих десятилетий было явной архитектурной доминантой. В последние годы ситуация изменилась: в конце 2013 года на площади, носящей имя первого советского космонавта Юрия Гагарина, завершилось строительство гостиницы Park Inn by Radisson. Площадь изменилась до неузнаваемости. И даже несмотря на то, что на месте современного здания Park Inn располагалось потрясающее своим убожеством здание-холодильник, нынешнее решение проблемы не кажется идеальным.

Многие жители Петрозаводска, архитектурная общественность Петрозаводска и нынешняя городская администрация во главе с мэром Галиной Ширшиной выступают и резко против памятной стелы, установленной на площади Гагарина летом 2013 года частным инвестором. Монумент тут же окрестили «биг-беном». Борьба против карельского аналога лондонской достопримечательности продолжается, и сегодня — окончательные судебные решения, которые должны определить судьбу монумента, пока не приняты.

В изначальную концепцию площади входили и полукруглые здания на противоположной стороне от здания вокзала. В комплексе все это смотрится весьма органично, однако вездесущая реклама, безвкусные вывески магазинов и палатки изрядно портят впечатление.

Вообще, гости Петрозаводска вряд ли заблудятся, когда выйдут на привокзальную площадь. Здание вокзала венчает главную улицу города — проспект Ленина, которая упирается в набережную Онежского озера, пожалуй, главную туристскую достопримечательность Петрозаводска. Пешая прогулка до набережной длиной ровно два километра в среднем занимает не больше 25–30 минут.

Во все остальные стороны от здания вокзала располагаются малопримечательные для рядового туриста спальные районы, где «сталинки» и «хрущевки» обильно разбавлены деревянными бараками — «временным» жильем середины прошлого столетия.

Неподалеку от здания железнодорожного вокзала расположен и автовокзал — непрезентабельная серая коробка в окружении все тех же деревянных бараков. Два вокзала соединяет небольшой парк, из которого по весне волонтеры вывозят несколько тонн мусора.

окрестностях автовокзала, как и во многих других районах Петрозаводска, ведется активное строительство новых (иногда их даже можно назвать современными) жилых кварталов. В далеком будущем, возможно, одно-двухэтажные «деревяшки» полностью заменят железобетонными 30-этажными гигантами.

На автовокзал Петрозаводска прибывают регулярные автобусные рейсы из Вологды, Череповца, Вытегры, Санкт-Петербурга и даже финских городов Ювяскюля, Варкаус, Йоэнсуу и даже Хельсинки.

И все же лучше приезжать в Петрозаводск на поезде. А еще лучше — приплывайте в Петрозаводск летом на круизном лайнере, тогда гостям сразу открывается самая красивая сторона города.

РЯЗАНЬ

Железнодорожный вокзал «Рязань-1» находится практически в центре города. Нужно перейти дорогу, пройти несколько сотен метров и окажешься на площади Победы.

С вокзала «Рязань-1» поезда отправляются в Москву и Санкт-Петербург, Самару и Саранск, Ульяновск и Уфу, Тольятти и Оренбург, а также во множество других городов России. Кроме этого, со станции можно уехать в Казахстан, Узбекистан и Киргизию. В летний период в сутки здесь обслуживается более 40 поездов дальнего следования.

Известно, что в середине 90-х годов площади перед рязанскими вокзалами перешли в ведение города. И сегодня у них неухоженный внешний вид: выщербленный асфальт, толкучка автомобилей. Но вместо самостоятельного решения проблемы местные власти переложили их на плечи железнодорожников. Привокзальная территория в октябре 2014 года была сдана в аренду Дирекции железнодорожных вокзалов, которая является филиалом РЖД. Там пообещали, что создадут «удобную и функциональную площадку», а к работе будут привлечены лучшие архитекторы города.

Уровень благоустройства прилегающих к вокзалу улиц и дворов не сильно отличается от общегородского.

МУРМАНСК

Чтобы попасть с платформы мурманского вокзала в город в основном люди используют обходные пути. Так удобнее. Горожанам не приходится проходить через сам вокзал и металлодетекторы, например, через вот этот тоннель.

Если после него повернуть налево, то, пройдя мимо подобия парка, можно попасть на нижнюю остановку автовокзала.

Прямой путь через тоннель ведет на привокзальную площадь. Она ничем особенным не примечательна: постоянное движение, плотная парковка, несколько таксистов, которые сейчас предлагают свои услуги не слишком активно, в отличие от того, что было несколько лет назад.

С южной стороны площади располагаются цветочные магазины, а через дорогу от них несколько магазинов и офисных зданий.

Дальше за цветочными ларьками город кажется пустым, поэтому идти туда гостям Мурманска вряд ли захочется, да и тротуар здесь не очень комфортный, узко и грязно.

Зато отсюда можно увидеть залив, порт и главную достопримечательность горда — Алёшу (памятник, посвященный погибшим солдатам во время Великой Отечественной войны).

С севера от входа в вокзал находится верхняя остановка автовокзала, которая полна различного рода магазинами, а вот условиями для комфортного ожидания автобуса она не обеспечена.

Дальше, через дорогу, которую бывает очень сложно перейти, расположены кассы автовокзала. Здесь стоят более активные таксисты, которые предлагают поездки в область.

За автовокзалом город кажется более живым, чем с южной стороны. Здесь много магазинов и кафе, гуляет много людей, плотное движение автомобилей. Тротуар в это время уже чистый, заслуга это мартовского солнца или администрации, сказать сложно.

Периодически открывается спуск к жилым домам на улице Привокзальной, не очень благоприятный район, несмотря на то, что это центр города.

На следующем перекрестке открывается «спортивный уголок», здесь находится ледовый дворец и центральный стадион, чуть дальше — плавательный бассейн.

Но самым привлекательным для гостя Мурманска, наверное, будет путь к центральной площади, он широкий и комфортный, по нему ходит много людей.

Но, дойдя до нее, скорее всего, он подумает, что смотреть здесь особо не на что. С одной стороны — Сбербанк, гостиница, остатки от новогодних украшений и большая ледяная лужа.

С другой стороны — тоже гостиница, банки, магазины и большая парковка. Везде много людей, погруженных в свои бытовые вопросы.

Состояние тротуаров на центральных улицах, уходящих от площади, во многих местах оставляет желать лучшего.

Хоть видимость того, что с этим что-то делают, и присутствует, такая проблема встает каждый год.