Как деньги на масштабный ремонт дорог в Кирове ушли в Москву. Расследование «7х7»

В Кирове в этом году был запущен проект «Безопасные и качественные дороги» — масштабный ремонт улиц и трасс кировской агломерации. На него из городского, областного и федерального бюджетов выделили чуть больше 1 млрд руб. — сумму для областного центра невероятную. Всего планировалось отремонтировать 55 участков дорог. На торгах получилось сэкономить около 100 млн руб., из-за чего список улиц для ремонта увеличили еще на шесть пунктов. В итоге восемь подрядчиков отремонтировали 61 улицу.

В аукционах на ремонт дорог участвовали не только местные подрядчики, но и неизвестная в регионе московская компания «Агентство развития перспективных технологий». Областное предприятие и естественный монополист «Вятавтодор» заявилось только на два аукциона, а один из самых крупных контрактов забрали москвичи. «7x7» рассказывает, как это произошло, почему правительство не лоббировало интересы своего предприятия, что известно о московской компании и как она может быть связана с новым составом правительства Кировской области.

Как проходили аукционы

На аукционах по ремонту дорог в Кирове разыграли 15 лотов на общую сумму 1 млрд 94 млн руб. Самыми крупными были лоты с изначальной ценой контракта в 426 и 390 млн руб. Их выиграли две компании — кировское муниципальное предприятие «Гордормостстрой» (ГДМС) и московская фирма «Агентство развития перспективных технологий» (АРПТ).

Участниками первого аукциона на 426 млн руб. стали АРПТ, ГДМС и областное предприятие «Вятавтодор». Его победитель должен был отремонтировать 19 участков дорог в Кирове.

АРПТ предложило цену 379,3 млн руб., «Вятавтодор» — 353,7 млн руб., ГДМС — 351,6 млн руб.

Падение цены контракта составило 75 млн руб. или 18%.

Второй аукцион — на 390,7 млн руб. Его участниками были компании «Лига» и АРПТ. На аукцион был выставлен ремонт 11 участков дорог в Кирове.

Питерская компания «Лига» предложила сумму контракта в 388,7 млн руб., АРПТ — 386,8 млн руб. Выиграло аукцион АРТП, снизив сумму контракта на 3,9 млн руб. Таким образом, падение цены лота составило 1,02%.

«7x7» попросил гражданского активиста Виталия Брамма, который уже несколько лет анализирует аукционы по ремонту дорог, оценить результаты торгов.

— Если смотреть два этих лота, то в первом, где победил «Гордормостстрой», участвовал и «Вятавтодор». Произошло довольно существенное снижение [начальной цены контракта], чего в Кирове никогда не было: на 75 млн руб. Сначала зашли москвичи, уронили цену, затем зашел «Вятавтодор» и уронил еще. А потом ГДМС, видимо, пошел ва-банк и взял себе этот аукцион. В среднем на госзакупках цена падает на 10–15%. В дорожной отрасли, которая в целом малоконкурентна, такие падения встречаются реже. Этот контракт был на удивление конкурентен.

Второй аукцион вызвал у эксперта гораздо больше вопросов.

— На него не заявились местные подрядчики, даже такие естественные монополисты, как ГДМС и «Вятавтодор», заявились москвичи и еще питерская компания. Падения по контракту практически не было, и он отошел АРПТ, — объясняет Брамм.

Почти все работы по контракту, который выиграло АРПТ, вел «Вятавтодор» — по договору субподряда на сумму 25,6 млн руб. Областное предприятие отремонтировало 10 из 11 участков, заявленных в контракте. Исключение составил участок дороги Киров — Русское. На него, по словам представителя АРПТ Алексея Пуляева, компания затратила 242 млн руб. Но и на этом участке все равно использовалась техника областного предприятия, своей имущественной базы у АРПТ в Кирове нет. Таким образом, АРПТ за исключением трат на субподряд и ремонт дороги Киров — Русское заработало 119 млн руб.

Видео телеканала «Девятка ТВ»

— Самое интересное, что почти все работы были отданы на субподряд, а оставшийся участок ремонтировали на технике, арендованной у кировских предприятий. Такая практика тоже возможна, этого никто не запрещает. Но слушайте, когда львиная часть работ по более низкой цене отходит по субподряду в областную компанию, тут возникают вопросы. Я предполагаю, что тут имел место картельный сговор. С юристами Фонда борьбы с коррупцией мы просматривали эту госзакупку. К сожалению, документально никаких вопросов к ней нет. Доказать такого рода правонарушения можно только оперативными действиями спецслужб. Очевидных выгодополучателей определить невозможно. Если бы все было в интересах граждан, города и правительства области, то «Вятавтодор» не должен был упускать прибыль, — говорит Брамм.

Управление федеральной антимонопольной службы по Кировской области сообщило «7x7», что ведомство не проверяло действия заказчика или комиссии, потому что жалоб на закупку не поступало. Заявка АРПТ на участие в торгах была признана соответствующей законодательству.

В документации заказчика работ не было требований, которые обязывали бы подрядчика иметь лицензии, свидетельства саморегулируемых организаций, имущественную базу. В УФАС это считают соответствующим законодательству, «поскольку предметом закупки является текущий ремонт проезжих частей автомобильных дорог и улично-дорожной сети».

Предполагаемый подрядчик не обязан уведомлять заказчика о том, что может отдать работы на субподряд, но после заключения контракта должен сообщить, что привлечет кого-то к работам. Картельного сговора при анализе торгов ведомство не обнаружило.

Без прибыли для «Вятавтодора» и экономии для бюджета

Принадлежащий правительству «Вятавтодор» в итоге участвовал всего в двух из пятнадцати аукционов. Он выиграл один контракт (в него включены четыре участка дорог) на 90,2 млн руб., снизив его цену до 74,8 млн руб.

Историей с неучастием «Вятавтодора» в одном из крупнейших аукционов интересовались депутаты фракции ЛДПР в Заскобрании региона. В их открытом письме они просили занимавшую тогда пост заместителя председателя правительства Ольгу Куземскую, которая курировала выполнение дорожных работ, проверить возможный сговор «Вятавтодора» с «АРТП».

В ответе Куземская сообщила, что участие «Вятавтодора» в двух закупках позволило снизить их начальную цену в среднем на 17%. В тех аукционах, в которых областные дорожные монополисты участие не принимали, падение составило 3,8%.

Если бы «Вятавтодор» участвовал во всех 15 аукционах по ремонту дорог, то тогда экономия бюджетных денег за счет снижения изначальной цены контракта могла бы составить 89 млн руб., считала Куземская.

Она объяснила неучастие «Вятавтодора» в закупках тем, что в это время на предприятии часто менялось руководство, и пообещала проверить хозяйственную деятельность предприятия после того, как независимые эксперты проведут бухгалтерский аудит. Проверка должна была начаться 1 октября.

«7x7» запросил в правительстве области отчет об аудите и проверке предприятия, но министерство внутренней и информационной политики сообщило, что проверка продлена и ее результатов еще нет.

Если Ольга Куземская объясняла неучастие «Вятавтодора» в закупках тем, что в компании часто менялось руководство, в правительстве сообщили, что предприятие само свободно решает, заявляться на аукционы или нет, учитывая свои финансовые возможности, поведение других участников закупки и свою способность исполнить обязательства по контракту.

«Органы исполнительной власти субъекта не могут располагать точной информацией о причинах участия и неучастия предприятия в каких-либо торгах», — написано в ответе. 

Проще говоря, в правительстве не знают, почему принадлежащее ему предприятие не пыталось выиграть крупный дорожный аукцион, но затем согласилось на условия субподряда.

На «Вятавтодоре» тоже не смогли объяснить, почему предприятие предпочло субподряд, а не прямое участие в торгах. Нынешний руководитель организации Олег Малыхин в ответ на запрос сообщил «7x7», что все, кто принимал решения по этому вопросу, больше не работают на предприятии.

Что известно об АРПТ

Непубличное акционерное общество «Агентство развития перспективных технологий» было зарегистрировано в Москве в 2013 году с минимальным уставным капиталом в 10 тыс. руб. Основной вид деятельности компании — строительство жилых и нежилых зданий. Среди других ее видов деятельности нет ничего, что могло бы быть связано с ремонтом дорог.

Компания «АРТП» с 2015 года часто получает госконтракты на выполнение различных работ от московского правительства, сотрудничает с Мосгортрансом, Мосводоканалом и Моссветом. В 2016 году она была подрядчиком московских властей по программе «Моя улица» (масштабное благоустройство улиц) и получила контракты на 3,1 млрд руб.

За 2017 год она получила 25 контрактов на общую сумму 2 млрд 95 млн 332 тыс. руб., включая контракт на ремонт дорог в Кирове.

АРПТ как минимум дважды подозревали в участии в картельном сговоре.

В 2017 году АРПТ выиграло крупные аукционы на благоустройство северной и восточной частей Садового кольца. АРТП вместе с компанией «Техноконцепт» получили тендеры на 5,5 млрд руб.

Блогер Иван Ежиков предположил, что эти компании связаны друг с другом и вступили в картельный сговор. Например, он обнаружил, что обе компании имеют одинаковый номер телефона. Сотрудники Фонда борьбы с коррупцией после выхода публикации прислали Ежикову два документа, в которых говорится, что руководящие должности в обеих фирмах занимает один и тот же человек — Дарья Чугуй. Информации о том, что этими данными заинтересовались силовые или контролирующие органы, нет.

Управление Федеральной антимонопольной службы Москвы в декабре 2017 года признало АРПТ виновным в картельном сговоре.

АРПТ совместно с компанией «Орбита Сервис» в 2016 году приняли участие в четырех аукционах на сумму 625,9 млн руб. Компании подали по одному или несколько ценовых предложений, а затем отказались от конкурентной борьбы. Как следствие, начальные цены контрактов снизились от 1 до 5%. Сумма заключенных АРПТ контрактов по результатам четырех торгов составила 615,5 млн руб. Антимонопольная служба нашла доказательства того, что обе компании обменивались информацией и совместно готовились к аукциону.

Наказание для компании еще не назначено. За участие в картельном сговоре Кодекс об административных правонарушениях предусматривает штраф в размере половины начальной стоимости торгов для юридических лиц или 50 тыс. руб. для руководителей организаций.

Киров — Русское

Из 11 участков, которые должна была отремонтировать компания «АРПТ», только один не был отдан на субподряд — это трасса от Кирова до села Русское, на которой все равно работала техника «Вятавтодора».

Если к 10 участкам дорог в Кирове у мэрии города не было особых претензий, то к дороге на Русское — масса. В мэрию поступало много жалоб от местных жителей, которые говорили о том, что работы ведутся медленно и некачественно. АРПТ не хватало материалов и техники для ремонта дороги. Например, на 22 июня подрядчик выполнил только 1,5% работ. Мэрия несколько раз угрожала подрядчику расторжением контракта, а сроки сдачи трассы переносились сначала на сентябрь, а потом и на октябрь.

Видео ГТРК «Вятка»

К моменту подведения итогов всей дорожной кампании в Кирове 20 октября АРПТ оставалось единственным подрядчиком, который не завершил работы на своем участке. Пять дней спустя подрядчик сдал 16 из 21,5 километра дороги, оставшийся участок не приняли по ГОСТу — верхний слой дороги был забракован по одному из показателей.

Как уточнили «7x7» в администрации города, общая сумма штрафных санкций и пени для всех подрядчиков составила 5,7 млн руб. На Агентство развития перспективных технологий пришлось 3,7 млн руб.

АРПТ придется выплатить штраф не только заказчику работ, но и жителю Кирова. Он повредил свою машину, когда в июне этого года наехал на яму на трассе Киров — Русское. В октябре суд пришел к выводу, что АРПТ обязано оплатить гражданину ущерб в 149 тыс. руб.

Люди из Москвы

С приходом в Кировскую область Игоря Васильева, избранного затем губернатором региона, все ключевые посты, связанные с дорожной отраслью, заняли люди из Москвы.

В декабре 2016 года Васильев назначил на пост зампреда правительства Ольгу Куземскую. До этого Куземская работала в комитете жилищно-коммунального хозяйства в Москве, затем перешла на работу в Министерство ЖКХ Московской области, а после трудилась в подведомственных Минобороне организациях.

В составе правительства области она курировала сферу ЖКХ, строительства, дорожного хозяйства и транспорта. Правительство области Куземская покинула в сентябре 2017 года сразу после избрания Васильева губернатором.

Ольга Куземская, фото с личной страницы в Facebook
Ольга Куземская, фото с личной страницы в Facebook

Куземская контролировала работу министерства транспорта (отвечает в том числе и за ремонт дорог), которое в июне 2017 года возглавил москвич Михаил Поршнев. По сведениям СМИ, Поршнев мог находиться в Кирове уже с января 2017 года. С 2015 года и до самого назначения исполняющим обязанности министра он работал первым заместителем директора аппарата управления филиала Службы энергохозяйства «Мосгортранса». «Мосгортранс» в 2015 году как минимум шесть раз был заказчиком госконтрактов, которые выиграло АРПТ.

Заказчиком всех госконтрактов на ремонт дорог в Кирове выступала Дирекция дорожного хозяйства — подведомственная организация мэрии Кирова. Ее в марте 2017 года возглавил московский бизнесмен Андрей Менькин. Он говорил в интервью местному СМИ, что бывал в Кирове и служил здесь в армии, но последние 15 лет провел в Москве, работая в строительных организациях. Он и Ольга Куземская — друзья в Facebook. По данным кировских СМИ, были друзьями в соцсети еще до начала работы Менькина в дирекции.

Менькин уволился из дирекции дорожного хозяйства по собственному желанию в декабре этого года. Он рассказал, что «написать заявление его попросили после того, как главой администрации Кирова стал Илья Шульгин». Менькин будет в отпуске до 25 декабря, а затем покинет пост и вернется в Москву.

Михаил Поршнев (слева) и Андрей Менькин
Михаил Поршнев (слева) и Андрей Менькин

С октября 2016 года до ноября 2017 года в «Вятавтодоре» сменилось четыре руководителя. В ноябре 2016 года предприятие возглавил Константин Демиденко. По данным Casebook, он был учредителем и руководителем нескольких компаний с московской пропиской и одного — с краснодарской. Ранее в краснодарском управлении Росреестра работал предыдущий министр транспорта Кировской области Сергей Мошногорский, на место которого пришел Михаил Поршнев.

В должности руководителя «Вятавтодора» Демиденко пробыл в течение трех месяцев — до 24 января 2017 года. А 9 февраля он уже стал директором областного центра по техническому сопровождению закупок. Это подведомственная организация Министерства финансов Кировской области, которая занимается размещением всех государственных закупок, в том числе и контрактов на ремонт дорог. В должности руководителя центр Демиденко пробыл в течение месяца, 10 марта его на посту сменил другой человек. 9 марта 2017 года началась подача заявок на участие в обоих самых крупных аукционах на ремонт дорожной сети Кирова.

После Демиденко «Вятавтодор» возглавил Вадим Викулов — бизнесмен из Москвы.

На все вопросы и претензии к АРПТ отвечал их кировский представитель Алексей Пуляев, который ранее был сотрудником Дирекции дорожного хозяйства администрации Кирова, то есть заказчика работ.

Планы на будущее

В 2018 году Киров снова ждет масштабная кампания по ремонту дорог. Планируется отремонтировать 82 улицы, общая стоимость работ — 1,2 млрд руб. Уже объявлено семь аукционов, среди участников нет компаний «Вятавтодор» и АРПТ. Бывший депутат думы Кирова Алексей Кузьмин, однако, настаивает на том, что АРПТ останется в Кирове, чтобы попытаться получить госконтракты на ремонт дорог.
Общественники уже нашли в контрактах недоработки. Они нашли признаки необоснованного укрупнения лотов, в некоторые из них были включены участки в разных частях Кирова. По мнению Виталия Брамма, все это увеличивает начальную цену контракта, ужесточает обеспечительные меры и, как следствие, ведет к ограничению количества участников торгов.

Кроме того, общественники не нашли в контрактах критерии оценки качества дорог категории «А» (большинство из них — в центре Кирова). Без них у заказчика просто отсутствовала бы возможность предъявить претензии к подрядчику, как бы они ни сделали свою работу.

Активисты обратились в управление ФАС по Кировской области, ведомство согласилось с претензиями и выдало предписание устранить нарушения.

Катерина Клепиковская, «7x7»