152 подписчика

РЕБЕНОК-ЛЕВША: ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ

Где таится наша речь? Долгое время считалось, что только в одной области мозга в левом полушарии.

Где таится наша речь? Долгое время считалось, что только в одной области мозга в левом полушарии. Так считалось потому, что когда у людей при инсультах поражалась правая сторона тела (которой управляет левое полушарие мозга), они теряли способность говорить.

Однако после создания современных приборов для изучения человека, в частности томографов, ученые, занимающиеся изучением человеческого мозга, получили массу новой и неожиданной для многих информации: оказывается, области речи в мозгу у каждого человека локализуются строго индивидуально для каждого! У большинства людей слева. Но у других — справа. А еще у довольно многих — и там, и там! В процентах это соотношение выглядит так: 31–32% (справа) /50–54% (слева) /11–16% (в обоих полушариях). Последние люди относятся к амбидекстрам. А вот с левшами и правшами сложней: может быть левша, у которого речь представлена в левом полушарии, а не в ведущем для него правом, как можно было бы ожидать. То же самое может быть и с правшами. Так, ученые в Петербургском Институте эволюционной физиологии подсчитали, что у примерно 70% левшей речь представлена в левом полушарии. Все эти знания очень важны не только в сугубо научных целях, в плане изучения человека, но и, например, при операциях на мозге, а также при обучении детей письму и грамматике.

Многих из взрослых левшей учительница в первом классе заставляла держать ручку в правой руке, причем в определенном положении, а также располагать тетрадку практически горизонтально, с небольшим наклоном вверх-вправо. И это все оправдано, если пишущая рука совпадает с тем полушарием мозга, где находится речь — тогда это оптимально удобное расположение руки и тетрадки друг относительно друга, а ребенок удерживает ручку горизонтально строке под ней:

Где таится наша речь? Долгое время считалось, что только в одной области мозга в левом полушарии.-2

Но если рука, которой ребенка пытаются научить писать, и расположение области речи не совпадают, тогда ребенок будет держать карандаш, кисточку или ручку «крюком», неловко зажав «орудие труда» в кулачке:

Где таится наша речь? Долгое время считалось, что только в одной области мозга в левом полушарии.-3

И учительница вместе с родителями могут изощряться как угодно, мечась между «кнутом» и «пряником», но они не смогут изменить это положение на «правильное» (кстати, я тоже пишу именно так, как меня ни били). Чтобы писать в таком положении, ребенок вынужден переворачивать тетрадку практически вертикально — что, опять-таки, не разрешалось еще совсем недавно по неизвестно кем и когда придуманным правилам. А в некоторых школах благодаря учительницам старой закалки процветает и по сей день, хотя насильственное переучивание левшей, принятое в СССР, было официально запрещено еще в 1985 году. Таким детишкам можно только посочувствовать. В целом, если заставлять такого ребенка держать ручку «как все», это надолго задержит его развитие и способности. А при «обязательном» положении тетрадки горизонтально такой ребенок будет просто не видеть, что он пишет — отсюда неизбежен неровный, некрасивый почерк и многочисленные орфографические ошибки.

А еще бывает, что малыш держит карандаш при письме или рисовании так, что конец карандаша смотрит вбок, параллельно строке — то есть положение руки промежуточное между правильным и «крюком»:

Где таится наша речь? Долгое время считалось, что только в одной области мозга в левом полушарии.-4

Это означает, что нервные пути между полушариями еще не сформировались окончательно и с возрастом данный ребенок повернет карандаш и начнет писать либо обычно, либо «крюком» — а возможно, всю жизнь будет писать так, как уже успел привыкнуть: параллельно строке.

В следующих выпуска канала СОВЕТУЮ ХОРОШЕЕ мы поговорим:

*Каковы еще особенности левшей?

*Как подготовить малыша-левшу к школе?

*Левша-тинейджер: как приспособиться к «правому» миру? В каких профессиях левши добиваются успеха и какие им противопоказаны?

*Левша-взрослый: как достичь гармонии с миром и найти свое место под солнцем?

На эти и многие другие вопросы вы также найдете ответы прямо сейчас в книге « Левши: как достичь гармонии с “правым” миром» (ссылка на ЛитРес), адресованной родителям, учителям, воспитателям и самим детям. От автора-левши и ведущих ученых РФ! Использованы данные новейших научных открытий. Эта книга стала победителем конкурса нон-фикшн "Это факт", проведенного крупнейшим литературным порталом ЛитРес в 2020 году.

Здесь аудио-версия

Отрывки из этой книги с полезнейшей информацией будут регулярно появляться в этом блоге - так что подписывайтесь, чтобы не пропустить!

Информация в этой статье оказалась полезной? Выразите это нажатием на руку с пальцем вверх (под списком тегов). Лайки – единственный способ выжить для этого канала. Иначе он закроется.

ЗАХОДИТЕ КО МНЕ – ТАМ УЖЕ ЕСТЬ И ЕЩЕ БУДЕТ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО И ПОЛЕЗНОГО! ТАКЖЕ БУДУ РАДА ВАШИМ КОММЕНТАРИЯМ :)

#обучение детей #воспитание детей #дети #воспитание ребенка #воспитание #подготовка к школе #обучение #нон-фикшн #нонфикшн