132 subscribers

«ЗЕМЛЯ КОЧЕВНИКОВ»: в поисках своего места

«ЗЕМЛЯ КОЧЕВНИКОВ»: в поисках своего места

Эта лента уже успела получить множество престижнейших кинонаград. «Земля кочевников» сочетает сразу несколько посланий и смыслов, и смотреть этот фильм надо обязательно.

Он снят по нон-фикшн книге журналистки Джессики Брюдер «Земля кочевников: выживающая Америка в 21 веке» о пожилых американцах, которые передвигаются по Штатам в поисках временных работ, ночуя в своих потрепанных фургончиках. Почти все герои также сыграны настоящими кочевниками. То есть они не играют, а показывают, как живут на самом деле. Делясь своими подлинными историями: улыбчивая старушка Линда Мэй, например, работала с 12 лет - но в итоге может рассчитывать только на пособие, которого с трудом хватит на еду. Основатель движения кочевников Боб Уэллс, похожий на Санту, тоже работал с юных лет в магазине на Аляске, но остался без жилья после тяжелого развода: дом отошел жене и детям. Несколько лет назад его уже взрослый сын покончил с собой и Боб нашел смысл своей дальнейшей жизни в том, чтобы помогать выживать другим, оказавшимся «за бортом» современного общества. Словом, за спиной у каждого из пожилых кочевников какая-то трагедия, потери и удары судьбы. Этих бабушек и дедушек по-настоящему жалко, хотя они бодрятся, смеются, поддерживают друг друга, учат выживать, обходясь без водопровода, туалета и отопления (а зимы во многих Штатах суровые. Даже у нас в Калифорнии, считающейся штатом с самым хорошим климатом, зимними ночами очень холодно. А летними днями так жарко, до +49С, что в машинах как в раскаленной духовке).

Главная героиня Фёрн недавно потеряла мужа, умершего от рака, а также работу и вслед за этим дом - ее выгнали из служебного жилья, так как из-за экономической ситуации закрылся градообразующий завод. Вскоре перестал существовать и городок Эмпайр (Империя), где жили Фёрн с мужем. Героиня обращается в службу трудоустройства: «Я готова на любую работу, я люблю работать» - но найти вакансию для женщины 60+ нелегко. Хотя у нее был опыт работы и в отделе кадров, и ассистентом учителя в школе, и продавцом, и разный прочий. Удалось найти только временную подработку по упаковке в Амазон, где Фёрн знакомится с Линдой Мэй - а та знакомит ее с движением кочевников. В поисках все новых временных подработок (помощница в парке, уборщица, техник на уборке сахарной свеклы) Фёрн перемещается по Штатам в стареньком фургоне размером с самую маленькую российскую маршрутку, живя прямо в нем (спать там можно только свернувшись калачиком). Но однажды машина ломается, ремонт стоит дорого, у Фёрн таких денег прямо сейчас нет - и она звонит сестре, обещая все вернуть. Но та отказывается выслать нужную сумму, вынуждая Фёрн приехать за деньгами лично на автобусе. У младшей сестры все хорошо: давно и счастливо замужем, ее супруг преуспевает. Она предлагает Фёрн остаться в их доме - но странница отказывается: «Не смогу жить в этой комнате». Спаленка, отведенная Фёрн, в самом деле мрачная и крошечная, однако спальни в американских домах очень часто такого размера, что с трудом влезает кровать. Так почему же Фёрн на самом деле не может остаться, хотя сестра упрашивает ее? Не хочет стеснять? Не хочет, чтобы ей диктовали, как жить? И уж точно не хочет чувствовать себя приживалкой!

Затем Фёрн отправляется навестить Дэвида - кочевника, с которым они какое-то время работали вместе и друг другу симпатизируют. Тот недавно переехал к семье сына, они все приглашают Фёрн остаться с ними в прелестном гостевом домике. Но несмотря на все дружелюбие и гостеприимство этих людей Фёрн вскоре сбегает и от них. Почему? Потому что просто не может пока быть с другим мужчиной, храня верность недавно умершему любимому мужу? А еще у нее случилась паническая атака в этом чудесном просторном гостевом доме – и она посреди ночи вернулась в фургончик, заменивший ей дом. Да, новое часто страшит - даже если оно лучше старого…

Затем героиня едет в лагерь кочевников, где у них с Бобом Уэллсом происходит откровенный разговор о травмах прошлого и как их пережить.

Фёрн возвращается в вымерший Эмпайр, навещает дом, где прошла большая часть ее жизни вместе с мужем. Словно прощаясь со своей прежней жизнью. И потом едет дальше. Куда?

Фёрн потрясающе сыграла Фрэнсис МакДорманд. Этот тот уровень, когда глаза говорят больше, чем слова. Сценарий написан режиссером Клои Чжао. Режиссерская и операторская работа на высшем уровне: многим, судя по профессиональным и любительским рецензиям, даже кажется, что они поняли, почему Фёрн отказывалась от всех приглашений остаться: разве можно променять все эти невероятные красоты природы (а их в фильме показано немало) и манящую неизвестность дороги впереди на замкнутые пространства и предопределенность?

Я полностью могу понять только Суонки - еще один реальный персонаж из пестрой группы кочевников. Эта 75-летняя женщина, неизлечимо больная раком, сбежала из больницы. Решив умереть, сперва насладившись путешествиями по тем местам, которые ей особенно дороги.

Другие кочевники в фильме рассказывают о том, что их партнеры вкалывали всю жизнь – и в итоге не дожили до причитающейся пенсии, когда наконец смогут заняться тем, о чем всю жизнь мечтали (теми же путешествиями ). Но можно ли назвать «жизнью мечты» и «путешествиями» переезд с места на место – туда, где подвернется очередная временная работенка? «Я люблю работать» - говорит вымышленный персонаж Фёрн. Без сомнения, режиссер Клои Чжао и актриса Фрэнсис МакДорманд любят то, чем они занимаются (я тоже просто не могу не писать, поэтому пишу книги и сценарии, несмотря на порой безумные требования вышестоящих в пищевой цепочке). И режиссура Чжао наряду с игрой МакДорманд безупречны. Но к сценарию у меня ряд вопросов ;) Например, как можно любить уборку засранных общественных сортиров или грязнющих плит в дешевой забегаловке? Я этим занималась, так что знаю, о чем говорю. Да спросите любого с подобным опытом! Или, вы когда-нибудь спали в машине зимой? Это совсем неромантично, очень неудобно и лишь немногим лучше, чем на улице: и там и там холод пробирает до костей. Предпочесть выживание в фургоне любому жилью - для этого должны быть очень веские причины! Должна быть просто безысходность. Когда в жилье хуже, чем на морозе.

Кто-то высокопарно назвал скитания Фёрн «уединением, но не одиночеством», а также «выбором единения с природой» - не согласна. Фёрн ищет свое новое место в мире, когда вся ее прежняя жизнь вдруг превратилась в пыль. Безусловно, она наслаждается всеми увиденными красотами и чудесами, иногда совсем по-детски. И героиня может быть порой откровенной с другими кочевниками (случайным попутчикам легче открыться, этот феномен знаком многим), но в целом Фёрн закрыта. Фрустрирована всеми недавними потерями и словно заморожена. Доброта Линды Мэй, Суонки, Боба Уэллса, Дэвида и его семьи, сестры Фёрн, с которой они не виделись много лет – все это помогает ей оттаять. И хочется надеяться, что она найдет место, где ей будет хорошо. Потому что я уверена: 99% кочевников с радостью остались бы у своих родственников, если бы те их позвали (при наличии родни. Если бы позвали просто добрые люди, тут сложнее: многие наверняка побоялись бы стать обузой. Вспомните ставшую знаменитой бездомную певицу Эмили Замурку: были люди, приглашавшие ее пожить у них, но она выбирала ночевать на улице, полной опасностей. Тут и страх стеснить, и что ты расслабишься, а тебя рано или поздно выгонят, и тогда будет больнее). Заниматься тяжелым неприятным трудом и жить в холоде/жаре без минимальных удобств очень трудно, особенно в пожилом возрасте, когда неизбежны разные болезни. Особенно тяжела такая жизнь должна быть для женщин: они более привязчивы, у них есть потребность заботиться о ком-то - и мечта, чтобы и о них кто-то позаботился. Даже при том, что у Фёрн мужской характер, очень сильный и стойкий, очень независимый и почти самодостаточный. Интересно, кто ее прототип(ы)? Конечно, зрители меньше жалели бы персонажа-мужчину при всех аналогичных условиях ;) Реальные кочевники в фильме уверяют, что у них «все нормально» - но все мы знаем, что за этой фразой обычно скрывается море разных проблем. Вот и эти пожилые странники прячут свою боль за улыбкой.

Я не сомневаюсь, что Клои Чжао провела серьезное исследование жизни кочевников, прежде чем писать сценарий. Но она дочка миллиардера. Могут ли относительно благополучные люди (например, критики, никогда не знавшие настоящей нужды и страшных потрясений, выбивающих из привычной колеи) при всем их желании понять, что именно толкает некоторых пожилых американцев скитаться в поисках временных работ, живя в неприспособленных для нормальной жизни фургонах? Это точно не абстрактное желание работать (подрайте унитазы и подобный энтузиазм у вас тоже пропадет ;)), не гордость (порой обстоятельства оказываются сильнее, и вообще гордыня - смертный грех, об этом во многих религиях говориться). У этих людей просто нет другого выбора – сейчас. Но если бы он был, уверена, многие бы с радостью ухватились за возможность свою жизнь изменить и где-то осесть.

Конечно, если человек всю жизнь проторчал в унылом городке на одной и той же тоскливой работенке, ни разу не увидев моря-океана, ему особенно хочется насладится путешествиями, его будет манить непредсказуемость. Но если практически вся ваша жизнь (как у меня и всех россиян) или последние годы (как у кочевников) сплошной экстрим, слово «непредсказуемо» начнет вызывать аллергию. После того, как человечество столкнулось с коронавирусом, думаю, непредсказуемостью жизни все желающие уже успели и насладиться, и объестся ;) А путешествовать и любоваться красотами Земли гораздо лучше вместе с близкими, чтобы все эти прекрасные чувства было с кем разделить. По дороге домой.

Можно еще порассуждать на тему того, что вся наша жизнь, образно говоря, это путь куда-то, что движение - это цель, а не процесс, и тому подобное. Но оставим это тем, кому больше нечего написать за неимением знания всех сторон реальной жизни :)

Добавлю, что талант Чжао в том, что она сумела уловить и показать то, что порой просто невозможно высказать. И прекрасна музыка Людовико Эйнауди: в ней вся печаль об утраченном безвозвратно, и в то же время зов дороги, уходящей вдаль - и еще надежда.

Захотелось посмотреть фильм? Выразите это нажатием на руку с пальцем вверх (под списком тегов). Лайки – единственный способ выжить для этого канала. Иначе он закроется.

ЗАХОДИТЕ КО МНЕ, ЧИТАЙТЕ, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ – ТАМ УЖЕ ЕСТЬ И ЕЩЕ БУДЕТ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО И ПОЛЕЗНОГО! ТАКЖЕ БУДУ РАДА ВАШИМ КОММЕНТАРИЯМ :)

#кино #фильм #фильмы #Земля кочевников #драма #что посмотреть #пенсионеры #пенсионер #США #нон-фикшн