Рекорды скорости: на велосипеде за авто

08.01.2018

В этом материале речь пойдет о таком типе рекордных заездов, как Motor-paced racing. Велосипедист движется в аэродинамическом мешке разгоняющего автомобиля, что позволяет значительно снизить лобовое сопротивление ведомого и получить выигрыш в скорости при прочих равных условиях. Есть и очень опасный минус этого метода. Если ведомый внезапно выпадает из аэродинамического мешка на высокой скорости, то ударное сопротивление воздуха способно сбросить с велосипеда, а падение на скоростях 200 км/ч и выше заканчивается плачевно.

На заре motor-paced racing'a в роли ведущих транспортных средств использовались мопеды, мотоциклы и даже поезда.

В 1898 году американец Гарри Элкс (Harry Elkes) смог развить скорость 55 км/ч. (34 мили в час) за моторизированным тандемным велосипедом.

Одной из самых известных фигур в движении motor-paced racing стал американец Чарльз "Миля в минуту" Мёрфи.

В 1899 году Мёрфи стал первым велосипедистом, проехавшим милю (1,6 км.) менее чем за минуту, используя поезд компании Long Island Railroad в качестве ведущего транспортного средства. Заезд прошел рядом с Нью-Йорком, на Лонг-Айленде, между станциями Farmingdale и Babylon.

Сначала Мёрфи смог проехать милю за 37 секунд на роликовом стенде. Для рекордного заезда в тандеме с поездом, представитель Long Island Railroad Хэл Фуллертон (Hal Fullerton) подготовил трассу длиной две мили, положив на шпалы «ковер» из листов фанеры.

Во время первой попытки за поездом Мёрфи преодолел милю за 1 минуту и 8 секунд. Во время второй попытки, машинист поезда Сэм Бут (Sam Booth) по просьбе спортсмена и его команды «жал во всю железку». Три четверти мили Мёрфи преодолел за 43,8 секунды. Когда Мёрфи увидел финишную черту, он был уже в 4,5 метрах от поезда, не успевая за ним. Тем временем машинист начал тормозить и Мёрфи врезался в поезд. Хэл Фуллертон и Джозеф Камминс успели подхватить атлета за руки и втянуть на заднюю площадку.

Позднее, секретарь Американского союза атлетов Джеймс Эдвард Салливан (James Edward Sullivan), исполнявший во время попыток роль судьи, заявил, что никогда больше не примет участия в столь опасном предприятии.

Первый рекорд скорости в движении за настоящим мотоциклом смог установить британец Том Линтон (Tom Linton). На расположенном рядом с Парижем треке Parc des Princes, в 1902 году Том добился результата 68 км/ч (42 мили в час).

12 октября 1950 года Карл-Ханц Крамер (Karl-Heinz Kramer) на треке Grenzlandring смог разогнаться за мотоциклом до скорости 154,5 км/ч. (96 миль в час).

Далее, в дело пошли специально подготовленные автомобили.

Рекордный заезд Жозе Мейфре
Рекордный заезд Жозе Мейфре

16 июля 1962 года француз Жозе Мейфре (José Meiffret) достиг скорости 204,73 км/ч (127,21 мили в час) следуя за Mercedes-Benz 300 SL на автобане неподалеку от немецкого Фрайбурга. Автомобиль был снабжен внушительным обтекателем, а на велосипеде Жозе использовались колеса с ободами из дерева и внушительная звездочка со 130 зубьями.

Самая известная в интернете история: использование Porsche 935 для рекордного заезда Жана-Клода Руда. Неудивительно, ведь речь о Porsche!

Жан-Клод Руд (слева) и Анри Пескароло
Жан-Клод Руд (слева) и Анри Пескароло

Жан-Клод Руд (Jean-Claude Rude) смог договориться с немцами и они подготовили для рекордного заезда шасси 935-003. До этого, автомобиль принял участие только в одной гонке – «200 миль Нюрнберга» на трассе Norrisring. Автомобиль оснастили внушительным обтекателем. Выхлопную систему вывели вбок, чтобы не опалить велосипедиста выбросами пламени. На задний свес установили горизонтальный ролик на случай контакта переднего колеса с автомобилем. Для рекордного заезда немцы предоставили доступ на испытательный трек «Фольксвагена» в Вольсбурге. Этот тот самый знаменитый овал с 9 километровой прямой, на котором впоследствии ставили рекорды скорости McLaren F1 и Bugatti Veyron.

Фото: F.A Rude
Фото: F.A Rude

Управлял автомобилем знаменитый Анри Пескароло (Henri Pescarolo). Тогда он был действующим гонщиком, а по завершении карьеры создал свою команду в автомобильных гонках на выносливость. Разгон прошел удачно, но на скорости порядка 160 км/ч на велосипеде Жана-Клода лопнула задняя шина. Он сумел избежать падения и тандем благополучно вернулся в боксы. Руд заказал у Michelin более прочные шины для второй попытки.

Попытку снимали на кинопленку. Фото: F.A Rude - Musée de Tournus
Попытку снимали на кинопленку. Фото: F.A Rude - Musée de Tournus

К сожалению, вторая попытка так и не состоялась – Жан-Клод погиб под колесами поезда. Говорят, что он экспериментировал с выходом из воздушного мешка, который мог случиться в случае ошибки при разгоне во время второй попытки рекордного заезда.

Следующие три рекорда были поставлены на поверхности высохшего соляного озера в Бонневиле.

Заезд Джона Ховарда
Заезд Джона Ховарда

Олимпиец и победитель соревнований по триатлону Ironman Джон Ховард (John Hovard) выбрал для тандема 500-сильный Vesco Streamliner. Этот аппарат на тот момент был обладателем рекорда скорости 539,2 км/ч. (337 миль в час). В тандеме со «Стримлайнером» Ховард смог достичь скорости 245 км/ч. (152,2 мили в час).

Заезд Фреда Ромпельберга
Заезд Фреда Ромпельберга

15 октября 1995 года голландец Фред Ромпельберг смог достичь скорости 268,831 км/ч (167,044 мили в час) работая в тандеме с дрэгстером.

Рекордсмен и его велосипед
Рекордсмен и его велосипед

10 сентября 2016 года Дениз Мюллер (Denise Mueller) объявила о рекорде скорости на велосипеде среди женщин. Работая в тандеме с внедорожником Range Rover Sport SVR она смогла достичь на соляном озере скорости 237 км/ч. (147 миль в час). Известно, что к рекордному заезду её готовил бывший рекордсмен Джон Ховард.

Фото: Project Speed и Richard Lee Photography
Фото: Project Speed и Richard Lee Photography

Спортсменка не планирует останавливаться на достигнутом. Следить за её подготовкой к новым рекордным заездам можно на сайте Project Speed.