1,1K подписчиков

Как я разбираю заметки из книг

628 прочитали

Вы читаете книгу, делая пометки? Молодцы! Может, вы даже выписываете эти заметки в отдельную тетрадь или экспортируете электронные заметки в файл? Супер! Но есть и плохая новость: если с заметками не поработать дальше, то эти вырванные из контекста кусочки постепенно обесцениваются.

Про систему хранения заметок я писала здесь, а про экспорт заметок из электронных книг здесь.
Дисклаймер: я люблю бумажные книги и делать там пометки, но их обработка отнимает уйму времени, хотя, надо признать, переписывание от руки (в красивом блокноте цветными ручками, мм) способствует осознанию прочитанного, особенно если заморочиться с визуальными заметками. Но главная проблема — тетради теряются, люди переезжают, а облако с электронными файлами с нами вечно (ну, я надеюсь).
Заметки Дэвида Фостера Уоллеса
Заметки Дэвида Фостера Уоллеса

Итак, я копирую заметки из электронной книги в отдельный файл в Google Docs (≈ ворд в облаке). Дальше я разбиваю заметки на рубрики и добавляю контекст там, где его не хватает. Цель: чтобы спустя время перечитать заметки и не было вопросов, к чему это вообще было.

Рубрикация ниже касается нонфикшн книг, ходя в художественных я тоже охотно делаю заметки.

1. Core. Это «ядро» книги, ее главные идеи. Иногда автор их прописывает в явном виде и тогда остается только организовать заметки в правильную рубрику. Опытные авторы подходят к важным идеям несколько раз с разных сторон, чтобы у читателя точно отложилось в голове. В любом случае полезно после прочтения немного сосредоточиться и написать словами, а что это было. Постараться написать 3-5-10 пунктов в виде спсика или в виде вопросов и ответов.

Читаю «Здесь был Рим» Виктора Сонькина. Что повторяется рефреном: многие античные постройки окончательно были разрушены в эпоху Ренессанса, т.е. либо повезло и приспособили под христинский храм, либо нет и разобрали, чтобы построить христианский храм. Античные же храмы не место моления (церемонии проходили на открытом воздухе), а в большей степени музеи, хранилища, банки. И так далее.
Иллюстрация из книги «Здесь был Рим», которую горячо рекомендую. Заметки по ходу чтения можно делать, например, в Яндекс.Картах, тем более, что все координаты собраны автором на сайте книги.
Иллюстрация из книги «Здесь был Рим», которую горячо рекомендую. Заметки по ходу чтения можно делать, например, в Яндекс.Картах, тем более, что все координаты собраны автором на сайте книги.

2. Action points. Если читаете книги по популярной психологии или прикладную литературу (надо признать, я не фанат), то важно не просто осознать прочитанное, но и применить. Поэтому итог подобных книг — список действий. Которые потом еще нужно сделать и вычеркнуть :)

3. Ready-made. Этим искусствоведческим термином я называю отрывки из текста, имеющие самостоятельную ценность: законченная история, анекдот, наблюдение. Такие отрывки я публикую в своем телеграм-канале (https://tele.click/abiblio).

4. «Пр б лы в зн н х». То есть пробелы в знаниях. В эту рубрику отправляются факты, исторические справки или научные объяснения.

Многие заметки из книги «Изобретено в России» Тима Скоренко у меня отправятся именно в эту рубрику, потому что я плохо разбираюсь в технологиях, военных и промышленных. Автор пишет так увлекательно, что хочется разобраться и даже есть иллюзия, что немного начинаешь понимать.
Иллюстрация из книги «Изобретено в России», которую тоже всем рекомендую. Из статьи о Семене Николаевича Корсакове, который в начале XIX века дошел до идеи перфокарт.
Иллюстрация из книги «Изобретено в России», которую тоже всем рекомендую. Из статьи о Семене Николаевича Корсакове, который в начале XIX века дошел до идеи перфокарт.

5. Глоссарий. Эта рубрика состоит из двух частей: 1) новые для меня слова и термины, 2) слова и выражения, которые мне понравились как звучат или как они сформулированы (сколько же таких у Набокова).

6. Библиография. Здесь все просто: если автор рекомендует что-то еще почитать / посмотреть, то я собираю в этой рубрике. И если не получается прочесть сразу, то добавляю в общий список на чтение.

Это универсальные рубрики, но для каждой книги могут сформироваться и свои специфические. Например, список районов Москвы, где я еще не была, и историю которых прочитала. Или какие современники Набокова узнаются в романе «Дар» (статья о книге комментариев к «Дару»).

***

Надо признать, работа с заметками отнимает кучу времени. И если его нет, то можно начать с малого: после прочтения остановиться и задать себе пару вопросов, а что я вообще узнал. Понимаю, хочется бежать и читать дальше, но даже маленькая рефлексия поможет по-новому взглянуть на свой процесс чтения.

***

Пишу лонгриды здесь, рецензии и выписки — в моем телеграм-канале https://tele.click/abiblio/.