Чем отличается круиз-контроль, активный круиз-контроль и лимитатор

Круиз-контроль

Что такое круиз-контроль, люди обычно знают. Это электронное устройство, позволяющее поддерживать автомобилю заданную скорость. На спусках, когда автомобиль самопроизвольно разгоняется, автомобиль гасит скорость, а на подъемах, когда машина сама по себе замедляется, круиз-контроль добавляет газу. Удобно пользоваться круиз-контролем на трассе. Например, выставить скорость в 109 км/ч и спокойно ехать, не боясь схлопотать штраф. Устройство довольно примитивное и устанавливается на автомобили ещё с 60-ых годов. Стоимость круиз-контроля достаточно низкая. Примерно за 3000-7000 рублей можно купить все необходимое. Сейчас круиз-контролем оснащаются даже бюджетные машины, вроде Lada Granta и Renault Logan.

Пользоваться круизом легко: выставляете скорость, активируете кнопкой, убираете ногу с педали и всё. Если нужно резко ускориться (например, для обгона), нужно продавить педаль газа в пол. Чтобы отключить круиз-контроль, нужно либо нажать на кнопку отмены, легко коснуться педали тормоза. Последнее заданное значение скорости останется в памяти устройства, так что, чтобы снова его активировать, не придется выставлять скорость заново, достаточно просто нажать кнопку.

Это круиз-контроль. Иногда управление выносится на подрулевой переключатель или на кнопки на торпедо (очень редко).
Это круиз-контроль. Иногда управление выносится на подрулевой переключатель или на кнопки на торпедо (очень редко).

Лимитатор

Если сказать по-русски, то лимитатор - это ограничитель скорости. По большому счету, это ещё более простое устройство, чем круиз-контроль, но устанавливается оно почему-то не на все машины, на которых есть круиз-контроль. Хотя в современном мире и дорогами, усыпанными камерами контроля скорости, пользы от лимитатора даже больше, чем от круиза. Суть его работы понятна из названия: вы выставляете скорость (лимит скорости) и автомобиль не разгоняется быстрее этой скорости. Очень удобно использовать в городе - выставил 60 или 79 км/ч и не смотришь постоянно на спидометр, боясь случайно превысить.

В экстренной ситуации, когда нужно превысить (например, для обгона), достаточно просто продавить педаль газа в пол. А вот отключается лимитатор только кнопкой, при торможениях он по-прежнему остается активным, так что не придется выставлять ограничение каждый раз после остановки на светофоре. Вещь, действительно, удобная.

Лимитатор отдельно от круиз-контроля не устанавливается. Иногда можно встретить управление круиз-контролем и ограничителем на руле (как на фото выше), иногда управление выносится на отдельный подрулевой джойстик.
Лимитатор отдельно от круиз-контроля не устанавливается. Иногда можно встретить управление круиз-контролем и ограничителем на руле (как на фото выше), иногда управление выносится на отдельный подрулевой джойстик.

Активный круиз-контроль

Вещь куда более продвинутая, появившаяся не так давно, - это активный круиз-контроль. Иногда их называют адаптивными, но суть от того меняется, разницы нет никакой. Активный круиз-контроль уже невозможно установить самостоятельно и готовые комплекты для установки я не встречал, его можно заказать только с завода и пока эта опция довольно дорогая - от 20 до 80 тысяч рублей по прайсам разных производителей.

Активный круиз-контроль в какой-то мере совмещает в себе обычный круиз-контроль и лимитатор. Вы устанавливаете скорость, выше которой нельзя разгоняться, и автомобиль сам её поддерживает. Причем, благодаря радару (иногда используются более дешевые, но менее надежные лидары), установленному обычно в решетке радиатора, машина не врежется в впередиидущий автомобиль, а сама снизит скорость до той, с которой едет этот автомобиль. Если же машина впереди начнет ускоряться, то и ваша машина будет самостоятельно разгоняться, пока не достигнет установленного ограничения.

Иными словами, на пустой дороге машина с активным круиз-контролем едет так же, как и с обычным круизом, но в городе или на оживленной трассе она как бы цепляется невидимым поводком за машину впереди и движется с её скоростью, ускоряясь и замедляясь самостоятельно одновременно с ней, водителю остается только рулить. Хотя, к слову сказать, сейчас есть и системы, которые сами подруливают, но полноценными автопилотами такую связку вспомогательных систем назвать нельзя, потому что электроника все равно требует, чтобы водитель следил за дорогой и держал руки на руле (а если убирает руки с руля, то отключается).

Отключается активный круиз-контроль либо кнопкой, либо после замедления до полной остановки (например, в пробке или на светофоре). После этого, чтобы машина снова тронулась, нужно нажимать либо на кнопку, либо на газ. Впрочем, последние поколения активных круиз-контролей работают и после остановки, делая стояние в пробках абсолютно не напряжным.

Расстояние до впередиидущего автомобиля можно выбрать, причем - для многих это может показаться странным - расстояние выбирается не в метрах, а в секундах. То есть вы, по сути, выставляете время, за которое догоните впередиидущий автомобиль, если он остановится. Это гораздо удобнее расстояния в метрах, потому что на большой скорости активный круиз-контроль едет с большой дистанцией, а в пробках прижимается близко.

Так выглядят кнопки управления активным круиз-контролем.
Так выглядят кнопки управления активным круиз-контролем.

Внешне отличить машину с активным круиз-контролем можно по вот такой пластиковой вставке. (Обычно она в решетке радиатора или в эмблеме производителя на решетке радиатора, но иногда её можно увидеть в воздухозаборниках бампера).
Внешне отличить машину с активным круиз-контролем можно по вот такой пластиковой вставке. (Обычно она в решетке радиатора или в эмблеме производителя на решетке радиатора, но иногда её можно увидеть в воздухозаборниках бампера).

А это схема работы адаптивного круиз-контроля. Дистанция задается в виде времени. Радар (или лидар) сканирует пространство впереди себя и определяет расстояние до впередиидущего автомобиля, поддерживая его скорость.
А это схема работы адаптивного круиз-контроля. Дистанция задается в виде времени. Радар (или лидар) сканирует пространство впереди себя и определяет расстояние до впередиидущего автомобиля, поддерживая его скорость.