Нужно ли прогревать двигатель летом?

15.05.2018

Зимой прогревать автомобиль нужно как минимум для того, чтобы в салоне стало тепло. А нужно ли прогревать автомобиль летом, когда и так жарко?

В руководствах по эксплуатации современных автомобилей (особенно немецких) написано, что прогревать двигатель не нужно и можно начинать движение сразу. А вот в инструкциях к машинам постарше написано, что прогревать двигатель нужно. С чем связаны такие разные указания?

Можно подумать, что современные двигатели какие-то более продвинутые, поэтому их не нужно прогревать. Они и в самом деле более современные, как правило, с турбинами и очень точной электронной аппаратурой, но принципиально сам двигатель никак не изменился - всё те же цилиндры и поршни.

При работе двигателя сначала нагреваются поршни, а потом постепенно прогреваются стенки цилиндра. И чем больше нагрузка на двигатель, тем больше в начале разница температур между ними - из-за этого поршень может заклинить, возникают задиры, износ двигателя увеличивается. Зимой, когда разница температур больше, риск проблем выше, летом - меньше, но, тем не менее, маслу, что в современных, что в старых моторах, нужно достичь рабочей температуры. Когда мотор не прогрет, он испытывает большие нагрузки и меньше смазывается, а значит, больше изнашивается.

Так почему же тогда на современных машинах производители рекомендую не прогревать двигатель? Всё просто - это связано с экологией. В Европе очень жёсткие требования к выбросам. За нейтрализацию вредных веществ отвечает катализатор, но он работает только при температуре около 300 градусов по Цельсию. При прогреве мотора на холостых оборотах до такой температуры он (катализатор) будет прогреваться очень долго, и машина будет выбрасывать гораздо больше двуокиси углерода и других парниковых газов. Если же начинать движение сразу, катализатор прогреется быстро и машина станет экологичнее. То есть во главу угла ставится забота об экологии, но страдает от этого ресурс двигателя.

Как поступать лично вам - дело ваше, однако автоэксперты рекомендуют все же прогревать двигатель: зимой около 5 минут, летом 1-2 минуты, а потом начинать движение без резких ускорений и нагрузок на двигатель. Кстати, прогревая двигатель, прогревается и масло в коробке, что тоже положительно сказывается на её ресурсе.