Велосипед в цифрах: отчёт по результатам исследования

28 August 2020

Сегодня будет заключительный отчёт по статистическому исследованию в рамках онлайн-опроса «6 вопросов про вас и ваш велосипед».

Я выкладываю в свободный доступ датасет в формате JSON тут — вдруг кому-то тоже понадобятся данные для обработки. Пользуйтесь на своё усмотрение, но мне будет приятно, если при использовании вы сошлётесь на мой канал в Дзен или на сайт Исследовательского центра городских технологий и урбанистики.

Итак, на 27 августа в опросе зарегистрировано 1766 результатов. Возможно, пока это самый крупный опрос в России по данной тематике.

Выборка

Выборку я считаю репрезентативной, так как у 99.26% респондентов есть хотя бы один велосипед. Диаграмма 1.

График 1. Количество велосипедов разных типов у респондента.
График 1. Количество велосипедов разных типов у респондента.

Больше 30% опрошенных имеют 2 и более велосипедов разных типов. На мой взгляд, связать это можно со следующим утверждением:

  • Велосипедисты покупают разные велосипеды для разных целей: для тренировок, для ежедневного использования, для досуга и т.п.

Какие выводы можно из этого сделать:

  • Маркетинг: при общении с покупателем, который хочет выбрать себе велосипед, можно предлагать не заменить велосипед на новый, а купить ещё один, дополняющий старый другим основным функционалом.

Типы велосипедов

У 76% респондентов в хозяйстве имеются маунтинбайки: более 64% приобрели хардтейлы и около 11% двухподвесы. Диаграмма 2.

Диаграмма 2. Велосипеды каких типов у вас есть.
Диаграмма 2. Велосипеды каких типов у вас есть.
Пояснение: по графику стоит заметить, что в сумме велосипедов больше, чем результатов, потому как у трети опрошенных больше одного велосипеда. Процент в легенде, в данном случае, показывает процент респондентов имеющих данный тип велосипеда, а не процент велосипедов данного типа к общему числу велосипедов у респондентов.

С чем это можно связать:

  • Зачастую, в магазинах ассортимент моделей горных велосипедов превалирует над ассортиментом велосипедов других типов;
  • На данный момент у большинства покупателей велосипедов запрос на универсальность является основным при выборе велосипеда.

Какие выводы можно из этого сделать:

  • Благоустройство: нельзя проектировать благоустройство в городе исходя из того, что у всех пользователей инфраструктуры велосипеды с амортизацией — минимум для 1/4 велосипедистов равная высота на стыках покрытий имеет серьёзное значение;
  • Благоустройство: гипотезы о востребованности велотуристических маршрутов можно проверять на загородных просёлочных дорогах и природных тропах с незначительными элементами бездорожья, без укладки асфальта или плитки. Воспользоваться такими маршрутами смогут более 3/4 велосипедистов;
  • Маркетинг: в ближайшее время продавать комплектующие для маунтинбайков останется статистически выгоднее.

Что чаще используют

Для тех результатов, где велосипедов разных типов у респондента больше одного, перевес тоже в пользу хардтейлов — 34.12%, но уже не такой фатальный, на втором месте шоссейные велосипеды с 18.49%, на третьем — гибриды с 9.08%. Интересно, что двухподвесы и городские/прогулочные велосипеды используют чаще приблизительно одинаковое количество респондентов. Стоит заметить, что по результатам аналогичных опросов в Европе и США всё наоборот — наблюдается большой перекос в сторону разных дорожных велосипедов без амортизации. Диаграмма 3.

Диаграмма 3. Велосипед какого типа вы чаще используете?
Диаграмма 3. Велосипед какого типа вы чаще используете?

Что хотят приобрести

Приблизительно равное количество респондентов хотели бы приобрести шоссейный велосипед (16.63%), горный велосипед-двухподвес (16.39%) или гревел (15.66%), что как и шоссейный велосипед, тоже по факту разновидность дорожного велосипеда. Диаграмма 4.

Диаграмма 4. Какой велосипед вы хотели бы приобрести?
Диаграмма 4. Какой велосипед вы хотели бы приобрести?

Какие выводы можно из этого сделать:

  • Маркетинг: в ближайшее время спрос на дорожные велосипеды вырастет, каждый третий покупатель будет заинтересован в покупке той или иной версии дорожного велосипеда;
  • Благоустройство: повторим тезис, что нельзя проектировать благоустройство в городе исходя из того, что у всех пользователей инфраструктуры велосипеды с амортизацией — доля велосипедистов, использующих велосипеды без амортизации будет расти.

Оценки инфраструктуры

В отношении оценок инфраструктуры данные неутешительные: 17.78% оценили велоинфраструктуру «на троечку», 16.19% поставили ноль, 14.67% оценили в два балла, и 12.17% отметили единицу — это четыре самые популярные оценки. В сумме почти 80% респондентов оценивают велоинфраструктуру своего города ниже среднего (от 0 до 5 баллов включительно), с учетом того, что 9.85% воздержались от оценки вовсе. Диаграмма 5.

Диаграмма 5. Как вы оцениваете качество велосипедной инфраструктуры в своём городе?
Диаграмма 5. Как вы оцениваете качество велосипедной инфраструктуры в своём городе?

К сожалению, такое распределение не даёт возможности однозначно определить корреляции между оценкой качества велосипедной инфраструктуры и имеющимся у респондента типом велосипеда, так как на положительные оценки (от 6 до 10 включительно) приходится всего 11.16% результатов суммарно. Диаграмма 6.

Диаграмма 6. Связь имеющегося велосипедом и оценки качества инфраструктуры
Диаграмма 6. Связь имеющегося велосипедом и оценки качества инфраструктуры

Однако, некоторые выводы тут сделать можно:

  • Маркетинг: если покупатель уже имеет хардтейл, то статистически, сделка с ним состоится вероятнее, если ему предлагать гревел или шоссейный велосипед. Другими словами, в сообществах, посвященных горным велосипедам, целесообразнее размещать рекламу дорожных велосипедов.

Оценки по городам

Если исходить из оценок респондентов, то феноменом с точки зрения качества велосипедной инфраструктуры в России является город Альметьевск (Республика Татарстан) — оценки инфраструктуры там имеют разброс в самом маленьком диапазоне: от 8 до 10, с медианой на уровне 9.

За Альметьевском идёт группа городов: Москва, Ижевск и Тюмень, где медианное значение составляет 5 баллов.

В третьей группе: Санкт-Петербург, Калининград, Пермь, Екатеринбург с одинаковой медианой на уровне 3 баллов и одинаковыми средними квартилями в диапазонах 2-3 и 3-5.

В четвёртой группе тоже медиана на уровне 3 баллов, но средние квартили пониже. В этой группе находятся: Самара, Тула, Казань, Южно-Сахалинск, Нижний Новгород и Уфа.

Хуже всего дела обстоят в последней группе: Киров, Новосибирск, Астрахань, Чита, Ярославль и Орёл — там первые 3 квартиля не превышают 2.5 баллов, а медиана равна или ниже 1 балла. Диаграмма 7.

Диаграмма 7. Как вы оцениваете качество велосипедной инфраструктуры в своём городе (с группировкой по городам)
Диаграмма 7. Как вы оцениваете качество велосипедной инфраструктуры в своём городе (с группировкой по городам)
Пояснение: на диаграмме отображены данные по городам, в которых проголосовало 8 и более респондентов. Диаграмма представлена в виде «ящиков с усами», разбитыми на квартили, а жирная горизонтальная полоса — медиана.

Вывод тут можно сделать один:

  • Благоустройство: в России пока есть только один город с хорошей велосипедной инфраструктурой, у которого можно перенимать успешный опыт — Альметьевск.

Влияние пандемии

Последняя часть опроса была посвящена влиянию пандемии и её последствий на желание приобрести новый велосипед. Диаграмма 8.

Интересно, что каждый пятый из опрошенных (около 21% от общего числа респондентов) до пандемии не планировал в ближайшее время покупать велосипед, но теперь планирует. Всего респондентов, планирующих купить велосипед 22.54%.

Отказались от своих планов купить велосипед в ближайшее время меньше 9% опрошенных.

Диаграмма 8. Купили велосипед в этом году или планируете это сделать в ближайшее время?
Диаграмма 8. Купили велосипед в этом году или планируете это сделать в ближайшее время?

Прогноз

Как мне кажется, влияние таких результатов на рынок продажи велосипедов можно будет увидеть в отчетах Росстата в следующем году.

  • Предполагаемый рост продаж составит 30-35% в период действия режима повышенной готовности и 12-15% в оставшийся календарный период года. Этот прогноз подкрепляется данными о повышении интереса к покупке велосипеда весной этого года. Для Калининградской области это хороший показатель роста на фоне стагнации в розничных продажах велосипедов в 2016-2018 годах (по данным Калининградстата). Оборот в отрасли по региону за 2020 год наконец-то перевалит через отметку в полмиллиарда рублей;
  • На фоне этого количество пользователей велосипедной инфраструктуры резко вырастет;
  • Спрос на коммерческие и некоммерческие велотуристические маршруты в 2020-21 годах превысит предложения;
  • Увеличение количества велосипедов приводит к увеличению количества их краж. Проблема обострится также на фоне закрытия границ с Литвой и Польшей, а также на фоне роста курса евро и доллара — не скупитесь на хорошие замки и не оставляйте велосипед без присмотра.

На сегодня, пожалуй, это всё. Спасибо, что уделили внимание!

Если вам понравился материал или он просто был вам полезен, ставьте «Палец вверх» или подписывайтесь на этот канал @abrosimov.online.
Пишите комментарии — люблю ваши комментарии!