«Алиенист», другой взгляд: лучше бы главным героем был Джон Мур

Мы можем много писать о разных вещах. Но порой мы смотрим одно и то же. А мнения разные. Поэтому нам не жалко дважды (или трижды?) написать о том, что мы видели — если только при этом нам есть о чем поспорить. В этот раз речь пойдет о сериале «Алиенист», новинке минувшей зимы.

Пилотный эпизод вышел на экраны 27 января`18. Первый сезон завершен, и речи о втором пока не ведется. Так что, не отвлекаясь на прочие детали, перейду к делу. Если вы не смотрели, предупреждаю: будут спойлеры.

О чем сериал, и что вообще такое «Алиенист»?
Сюжет разворачивается в Нью-Йорке 1896 года. В городе орудует маньяк, убивающий мальчиков с особым извращением. Связь между жертвами одна: они продают интимные услуги. Для крупного развитого города это неслыханно, но полицию это слабо интересует. А потому для поимки психопата собирается специфичная и разношерстная команда. Это психолог, Ласло Крайцлер (Даниэль Брюль), репортер из «Таймс», Джон Мур (Люк Эванс), секретарша комиссара полиции, Сара Говард (Дакота Фаннинг), и сам комиссар полиции, Теодор Рузвельт (Брайан Герати).
Алиенистом, собственно, является Ласло Крайцлер.

В XIX веке алиенистами назвали специалистов по психическим расстройствам. Считалось, что такие заболевания – это отторжение собственной души: alienāre на латыни означает «отторгать». И так как создатели сериала уверены, что зритель об этом забудет, они любезно напоминают об этом в титрах каждой серии.
Тут еще стоит сказать, что сюжет — это типичная история о Джеке-потрошителе. Не особо примечательный, не особо плохой. Вопрос в том, как и кто его воплощает на экране.

О главном. Начну с плюсов, в сериале их немало.
Первой причиной смотреть «Алиениста» лично для меня стал режиссер Кэри Фукунага. Он снял первый сезон «Настоящего Детектива», а это качественный детективный сериал с продуманными персонажами и отличным сюжетом. Его успех в последующих сезонах уже никто повторить не смог. И если среди создателей сериала числится Фукунага, можно без сомнений браться за просмотр.

Второй причиной стал актерский состав. Тут с Брюлем и Фаннинг все, в общем-то, понятно. Но особенно меня порадовал Люк Эванс. В его фильмографии есть немало сомнительных картин, но слабым актером его никак не назовешь. Именно его персонаж является самым запоминающимся и «живым» в сериале: он развивается на протяжении всего сезона.
Третий довод — это, конечно же, антураж. Ох, этот Нью-Йорк XIX века! Атмосфера в сериале передана прекрасно, облик города воссоздан очень сочно и стильно, так что отдельным персонажем можно назвать сам Нью-Йорк.

А теперь, увы, к минусам. Точнее, к одному очень жирному.
Доктор Ласло Крайцлер — хорошо сыгранная Брюлем роль. Не более.
Этот герой служит примером слабой работы сценариста. Ведь протагонист, за которым неинтересно наблюдать — это плохо проработанный персонаж. В детективной линии он принимает очень посредственное участие.
Смешно, но алиенист в сериале «Алиенист» оказывается каким-то совершенно побочным и даже бесполезным. Ведь все зацепки, которые привели к поимке убийцы, были найдены его «помощниками». Это вводит в некий диссонанс, так как в классической сюжетной схеме всегда есть главный герой, и он должен быть максимально интересным, чтобы за ним нравилось наблюдать, а это, черт возьми, не так!

По этому поводу очень хорошо высказался режиссер Макс Шишкин: «Представьте себе Доктора Хауса, который бы не разбирался в медицине и не имел чувства юмора: он бы просто был мудаком и мешал команде делать их работу, а лечили бы пациентов его подчиненные без его помощи…».

Единственное, что мы видим — это как доктор Крайцлер изображает психолога, пока его самого терзают душевные муки. И на это довольно тяжело смотреть. Особенно 10 серий подряд.