На вас лица нет!

О чем же все-таки фильм «Лицо» (Twarz) польского режиссера Малгожаты Шумовска, получивший Серебряного медведя, гран-при Берлинского кинофестиваля. Золотого медведя вручили ленте «Не прикасайся» Адины Пинтилие. Но если каким-либо образом добраться до победителя Берлинале у меня не получилось, то второго призёра я все-таки успела оценить. У нас в этом году вообще складывается тенденция избегать главных призеров. Про «Форму воды», например, мы так и не высказались. А теперь, надо полагать, и «Царь-птицу» по каким-нибудь причинам обойдём стороной. 

Так вот, «Лицо». Картина основана на реальных событиях: в середине нулевых в Польше было одобрено строительство статуи Христа Царя. Также — именно в Польше проводилась одна из первых в мире операций по полной трансплантации лица. А объединив эти два, казалось бы, не связанных друг с другом события, мы получаем своеобразную драму с лаконичным названием.

Но суть фильма — не в конкретных событиях, ставших исторически значимыми, а, как и положено очень личному, камерному европейскому кино — в эмоциях, реакциях, в сопоставлении крупных изменений окружающего мира с неискоренимыми, но устаревающими традициями.

Польша. Маленький городок (допустим, Свебодзин). Скоро Рождество, и одобрен проект самой высокой в мире статуи Христа. Маленький приход собирает деньги на строительство своими силами, люди держатся друг за друга, знают друг друга, вместе молятся и вместе переживают. Там же, в этой деревушке, живет свободолюбивый парень по имени Яцек. Он носит длинную шевелюру, не парится по поводу шмоток и слушает хэви-метал, раздражая всех, кто попадает в радиус слышимости. Как многие молодые люди, он участвует в возведении статуи Иисуса. Яцек смел, хорош собой, влюблен и мечтает уехать из своего захолустья. По классике, вся семья желает ему либо остричь волосы, либо одеваться нормально, либо обзавестись семьей… Кроме сестры: она всегда желает ему быть счастливым и смело следовать своим мечтам.

И вот Яцек женится, и никого не слушает, и радуется жизни. Пока вдруг не случается несчастье на стройке. Итог: операция по трансплантации лица, долгая реабилитация, потеря мимической подвижности. Яцек уже не тот, что был раньше. Теперь не столько ему, сколько его близким придется к этому привыкнуть. И вот тут-то начинается цирк.

Набожные люди в глуши могут придумать много разных вещей, лишь бы скрыть свое нежелание адаптироваться. Либо это неизлечимая «традиционность» мозга, не позволяющая посмотреть на незнакомые вещи адекватно. Либо это просто человеческая натура в ее очередном, не самом лучшем, проявлении. Но суть одна: прежде привлекательного Яцека теперь едва ли воспринимают нормально, и даже его жена избегает встречи. И, по иронии, бедный парень с новым лицом оказывается гораздо более открытым, честным и добрым, чем все вместе взятые окружающие. Вот именно об этом фильм «Лицо». То есть, вы понимаете: кто-то сохраняет лицо даже в тяжелых жизненных обстоятельствах, а кто-то теряет его при малейшей встряске.

Специфичная диско-музыка накладывается на кадры будто бы совсем далекого прошлого. Порой происходящее даже кажется совсем чужим, незнакомым и далеким, но, в то же время, польский язык очень понятен, и о половине сказанного можно догадаться без перевода. Но в общем итоге атмосфера получается близкой. Эта деревня, где все про всех знают. Эти предрассудки. Эта церковь, куда ходят все без исключения. Эти застольные разговоры о том, что ты местный, и место тебе здесь. «Где родился — там и пригодился»— неискоренимая классика.

О чем вы будете думать, когда все отворачиваются от вашего нового лица, нового выбора или новой мечты?

Кстати, чтобы вы что-то поняли про даму по имени Малгожата Шумовска: она — один из сопродюсеров фонтриеровского «Антихриста».