А "Белшина" не такая простая, как кажется. Шинные тесты "зимы" одного из самых популярных размеров

Первые заморозки еще впереди, а ABW.BY готов представить результаты тестов зимних шин, которые наши журналисты провели зимой и осенью 2017 года. В этот раз мы решили сделать срез всего сегмента шин размерности 205/55 R16, от бюджетных фрикционных до премиальных скандинавских шипованных. И конечно же, не обделили вниманием "Белшину". Результаты - ниже.

Как мы испытываем шины

Вначале, как обычно, пара слов о методике испытаний. Как всегда, зимние шины проходят испытания в два этапа: сначала в январе-феврале в Лапландии, на зимнем полигоне компании Nokian Tyres, затем в августе-сентябре на юге Финляндии, на южном полигоне той же компании. Зимой шины испытывают на снегу и льду в следующих дисциплинах: торможение на снегу и льду, управляемость на ледяной и снежной трассах, устойчивость на ледяном круге. Осенью на южном полигоне те же комплекты шин проходят примерно такой же "курс" испытаний на сухом и мокром асфальте.

Краеугольный камень любых профессиональных тестов - повторяемость результата. Нужно обеспечить абсолютно одинаковые условия для всех комплектов шин, участвующих в тесте, - состояние испытательной трассы, испытательный автомобиль, температура окружающего воздуха, квалификация водителя-испытателя и т.д. Поэтому и на зимних, и на осенних тестах особое внимание всегда уделяется созданию абсолютно одинаковых условий для всех шин, а чтобы отследить эту "одинаковость", в методику испытаний вводится так называемая референтная шина. На эту роль выбирается любой комплект, он становится точкой отсчета корректности результатов - референтный комплект устанавливается в начале, середине и конце каждого теста. Если его результат не "поплыл", значит, испытания можно считать корректными. Если "поплыл", придется все переделывать, поскольку не удалось обеспечить равные условия для всех шин, участвующих в тесте.

Повторяемость результата обеспечивать нелегко.К примеру, на зимнем полигоне для этого задействуется "тяжелая артиллерия" в виде нескольких десятков единиц техники. В основном это тяжелые тракторы, пикапы и "ратраки" - гусеничные вездеходы, как на горнолыжных курортах. Ленивое северное солнце еще не проснулось, вынуждая нас добираться до полигона на дальнем свете фар, а в 7 утра вся эта армада уже занимается своей основной работой - подготовкой трасс. С помощью специальных приспособлений ледяная трасса очищается от снега, на ней нарезается специальная "сеточка", снежные трассы трамбуются и тоже "нарезаются". И все для того, чтобы каждый комплект шин, который будет испытываться на этой трассе, ехал по одинаковому покрытию. Во время тестов это выглядит так: сначала ты делаешь несколько кругов до стабильного результата по новому покрытию, затем уезжаешь в бокс "переобуваться", а когда возвращаешься, ждешь, пока трактор или "ратрак" вернет трассу в прежнее состояние. Снова 5-7 кругов в поисках стабильного результата, снова в бокс, снова ждешь - и так всю неделю испытаний.

Испытуемых шин в этот раз у нас набралось аж 19 комплектов. Вообще-то, изначально должно было быть 20. Мы запланировали, что будем испытывать и "Белшину" Artmotion Spike 205/55 R16 Бел-317S с пометкой "под ошиповку", однако выяснилось, что в продаже данной модели нет, несмотря на то что она заявлена на корпоративном сайте. Нет так нет… Хорошо хоть нешипованную удалось купить для испытаний.

Итак, список участников.

Шипованные шины: Formula Ice, Sava Eskimo Stud, Pirelli Ice Zero, Nokian Hakkapeliitta 9, Cordiant Snow Cross, Bridgestone Blizzak Spike-02, Dunlop SP Winter Ice 02, Kumho Winter Craft Ice WI312, Nexen WinGuard WinSpike WH62.

Фрикционные: Sava Eskimo Ice, Gislaved Soft Frost 200, Cordiant Winter Drive, "Белшина" Artmotion Snow Bel-317, Nokian Nordman RS2, Dunlop Winter Maxx WM01, Viatti Brina V521, Nitto Therma Spike, Hankook Winter I*Cept iZ2, Kumho I`Zen KW31.

Ну а теперь представляем индивидуальные карточки по каждой шине и результаты в каждом из испытаний в абсолютных числах. В конце концов, не всем так уж важно место в итоговой таблице, автовладелец куда чаще выбирает шину исходя из своего набора требований: одному подавай выдающиеся характеристики на снегу, а другому важно, чтобы шина достойно ехала по асфальту, при этом показатели на льду второстепенны.

Шипованные зимние шины, принявшие участие в испытаниях

Ну что тут скажешь? Скандинавская шина из России ожидаемо лучшая во всех зимних дисциплинах, причем как на льду, так и на снегу. Единственное, в чем Hakka уступила во время зимних тестов, - поперечное сцепление на льду, где лучше оказалась Cordiant. 

А вот на осенних тестах Nokian так не блистала: она уверенно шла в тройке лидеров, но лучшей стать смогла лишь в оценке сопротивления качению. Так что финские шины российского производства можно смело рекомендовать всем: и горожанам, и тем, кто живет в сельской местности, поскольку на асфальте Nokian держится молодцом, а на снегу и льду просто бесподобна. 

Крепкий орешек! Бюджетная шина Formula Ice продемонстрировала, что премиальным брендам рано расслабляться, - она очень неплохо проявила себя и на зимних, и на осенних тестах. По результатам снежных и ледяных тестов заняла почетное третье место. На сухом и мокром асфальте картина слегка изменилась, однако в управляемости на мокрой трассе Formula умудрилась обойти даже лидеров испытаний! В общем, недорогая и сбалансированная - очень неплохая шина. 

Формально Cordiant в нашем тесте поднялся на подиум: посредственные выступления на сухом и мокром асфальте не помешали этому, поскольку зимой Snow Cross отлично проявил себя на льду и снегу. И можно было бы поздравить российского производителя с такими результатами, если бы не одно но: высота шипа на испытуемых шинах составила 1,74 мм, что как бы не совсем легально. Поэтому реальная эффективность шин Cordiant при стандартной высоте шипа остается пока под вопросом. 

Не очень убедительная на снегу, зато великолепная на асфальте - Sava Eskimo Stud продемонстрировала лучшие результаты в испытаниях на торможении, причем как на сухом, так и на мокром асфальте. А вот на снегу и льду оказалась середнячком, поэтому вряд ли стоит рекомендовать ее жителям глубинки, где улицы не чистят после каждого снегопада. 

Средненько, весьма средненько. Громкое имя не помогло шинам Pirelli в наших испытаниях: они показали средние результаты и на зимних, и на осенних тестах. Хотя осенние тесты на сухом и мокром асфальте, пожалуй, удались лучше, а вот лед явно не для Ice Zero. Впрочем, цена тоже средняя.

Цена, руб.244Страна-производительЯпонияИндекс скорости (км/ч)Т (190)Индекс грузоподъемности (кг)91 (615)Масса, кг10,1Глубина протектора, мм9,3Число шипов, шт.116Выступание шипов, мм1,15

Странное сочетание: средние, но стабильные показатели на снегу и льду, несколько провальных испытаний на мокром асфальте и при этом почти самая высокая цена! Видимо, даже не имеет смысла что-либо комментировать: вряд ли кто-то готов будет столько платить только за японское происхождение. 

И снова именитый бренд, зарубежное производство, приличная цена - и весьма посредственные характеристики. Зимой Dunlop не впечатлил ничем, несмотря на то что его шипы выступают на 1,21 мм, больше, чем у большинства соперников. А осенью он продемонстрировал такие же посредственные результаты и при этом стал худшим в торможении на сухом асфальте. 

Одна из самых доступных в нашем тесте (что само по себе является очень большим преимуществом), Kumho со своими 0,84-миллиметровыми шипами, коих мы насчитали всего 96 штук, ожидаемо демонстрирует посредственные характеристики на льду и снегу. Однако корейская шина приятно удивила на асфальте - и на сухом, и на мокром при торможении она стала второй, только провальная зимняя сессия не позволила ей занять более почетное место. Так что в качестве "городской" шины для теплой зимы вполне сгодится.

Снова Корея, снова маленькие (0,74 мм) шипы - и снова разгром на льду и снегу. По результатам тестов Nexen проиграла практически во всех испытаниях на зимнем полигоне. А вот на летнем чувствовала себя очень уверенно, приходя "в призах" и на торможении, и по управляемости. Однако где гарантия, что зима будет теплой, и по льду и снегу ездить не придется?

Фрикционные зимние шины, принявшие участие в испытаниях

Выдающееся поведение на льду и снегу, лучшее торможение на сухом асфальте – при цене от 137 рублей новый Nordman RS2 можно считать очень выгодным предложением. Особенно для тех, кто часто ездит за городом, по дорогам с непредсказуемым покрытием – в этих условиях сцепные свойства на льду и снегу будут очень кстати.

Дороговато, но есть за что платить: Gislaved уверенно держался в призерах и на зимних, и на осенних тестах. И хотя лучшим он стал только в разгоне на снегу, в остальных дисциплинах всегда был молодцом – за что и получил призовое место по результатам тестов. Однако цена – одна из самых высоких.

Цена на уровне лидеров, но характеристики чуть послабее: лучшим Hankook смог стать только в торможении на снегу, в остальном – стабильно хорош, что на снегу, что на льду. На асфальте результаты похуже, однако все равно довольно близко к лидерам. 

Середнячок по цене, с худшим временем разгона на снегу, но зато с лучшими показателями на мокром и сухом асфальте. Учитывая, что другие зимние испытания фрикционная Sava прошла со стабильно высокими результатами, эту модель однозначно можно рекомендовать в качестве универсальной – и для города, и для пригорода. В конце концов, не каждый день приходится буксовать в снегу. 

Дешево, но сердито, если говорить о характеристиках на асфальте – они неубедительны. А вот на снегу и льду Viatti достаточно неплох, так что при цене от 96 рублей вполне сгодится для спокойной эксплуатации.

Цена, руб93Страна-производительРоссияИндекс скорости, (км/ч)Т (190)Индекс грузоподъемности (кг)94 (670)Масса, кг9,7Глубина протектора, мм8,8

Суровая русская шина: на зимнем полигоне Cordiant проявил себя неплохо, и даже умудрился стать лучшим в одной из самых коварных дисциплин – управляемость на льду. Это позволяло надеяться на достойный итоговый результат, но осенний полигон продемонстрировал неважные характеристики шины на асфальте – Winter Drive стал худшим при торможении на сухом асфальте. Так что название полностью оправдывается: это исключительно «зимняя» шина, для снега и льда. Причем довольно дешевая.

Дорого, но не очень убедительно. На зимней дороге Kumho еще может порадовать достойной управляемостью на льду, но при этом на асфальте демонстрирует худший результат на мокром покрытии. Тут нужно либо цену снижать, либо характеристики подтягивать до уровня равноценных лидеров. 

Цена, руб195Страна-производительЯпонияИндекс скорости, (км/ч)Т (190)Индекс грузоподъемности (кг)94 (670)Масса, кг11,1Глубина протектора, мм9

Произведенный в Японии, Dunlop заметно выделяется ценой – она приближается к 200 рублям за покрышку. Но при этом выдающихся характеристик она не предлагает, разве что управляемость на льду неожиданно хороша. Почему неожиданно? Потому что торможение и разгон, что на льду, что на снегу, не впечатляют. Примерно та же картина и на асфальте. 

Мы уже привыкли, что зимняя «Белшина» не блещет результатами, поэтому не сильно удивились, когда выяснилось, что она стала худшей по разгону и поперечному сцеплению на льду. Однако на осеннем полигоне Artmotion Snow Бел-317 удивила, причем приятно: результаты на торможении на сухом и мокром асфальте, а также управляемость на мокрой трассе оказались лучше, чем в доброй половины более именитых соперников. Так что в качестве «городского» варианта вполне можно рекомендовать. 

Цена, руб138Страна-производительЯпонияИндекс скорости, (км/ч)Т (190)Индекс грузоподъемности (кг)91 (615)Масса, кг10Глубина протектора, мм9

Неплохие, но не выдающиеся осенние результаты и местами провальные зимние – японское качество еще не означает столь же высокие ездовые качества. Но при этом цена довольно высокая, на уровне лидеров теста. 

Павел КОЗЛОВСКИЙ
ABW.BY
Фото автора и Евгения ДУДАРЕВА