"Ценопад" на иномарки? Самые выгодные "магистральники" на выставке "БАМАП-2018"

Цены на магистральные тягачи "большой семерки" в Беларуси действительно пошли вниз (спасибо недавней отмене утилизационного сбора на технику Евро-6), спрос заметно оживился - такой вывод удалось сделать после посещения 23-й Международной специализированной выставки "БАМАП-2018", которая 24-25 мая проходила в Минске на площадке перед Национальной библиотекой Республики Беларусь.

Выставка БАМАП - единственное мероприятие в году, когда в Беларуси в одном месте собирается вся элита европейского автопрома: DAF, IVECO, MAN, Mercedes-Benz, Renault, Scania, Volvo Trucks. При этом каждый производитель "большой семерки" обычно стремится чем-то выделиться на фоне конкурентов, что делает выставку еще интереснее.

В этом году компании, представляющие интересы "большой семерки" в Беларуси, получили возможность козырнуть не только новинками, но и свежими ценовыми предложениями на самые современные модели.

Напомним: с целью создания условий для обновления автопарка при участии Ассоциации "БАМАП" был подготовлен и принят Указ Президента Республики Беларусь от 15 февраля 2018 г. №67 "О мерах по развитию международных автомобильных перевозок грузов". Указом установлено, что в 2018 году транспортные средства экологического класса 6, 2018 года выпуска, а именно седельные тягачи полной массой транспортного средства свыше 12 тонн, но не более 20 тонн, и моторные транспортные средства полной массой транспортного средства более 20 тонн, но не более 50 тонн, при ввозе на территорию Республики Беларусь и помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь освобождаются от уплаты утилизационного сбора.

Как на эту меру отреагировал рынок? Идем по выставке, интересуемся у продавцов. На площадке перед Национальной библиотекой многолюдно, у каждого автомобиля - потенциальные покупатели, так что приходится становиться в очередь, чтобы задать свои вопросы менеджерам-консультантам.

На стенде IVECO - три автомобиля, один из них - тягач уровня Евро-6, все лобовое стекло которого занимает надпись: "IVECO Stralis AS440S46T/P. Двигатель Cursor 11 (11 л, 460 л.с.). AEBS, LDWS, ACC - в стандартном оснащении. СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. 87.000 евро с НДС".

Рядом стоит IVECO Stralis AS440S48T/P с двигателем Cursor 13 (13 л, 480 л.с.; Евро-5) и АКПП. Полная масса - 20.500 кг (7500+13.000). Бак AdBlue - 135 л. Топливные баки - 1260 л (710 + 550 л). На него цена несколько ниже - 84.200 евро.

На наш вопрос, в чем специальность предложения, Евгений Филистович из отдела продаж ООО "МАРИ", официального дилера марки IVECO в Беларуси, дает такой ответ: "На данный момент это самая низкая стоимость на рынке РБ по тягачам уровня Евро-6 - мы специально сравнивали с автомобилями других брендов в схожей комплектации. У нас - самая низкая цена. При этом тягачи оснащены супервысокой спальной кабина AS-Evo. Водительское сиденье - на пневмоподвеске, с подогревом. Кожаное рулевое колесо. Два спальных места повышенной комфортности. Холодильник увеличенного объема - 60 литров. Электролюк в крыше. Тканевый салон… И это единственный тягач из "большой семерки", в котором система каталитической нейтрализации идет без EGR - только за счет SCR".

Почувствовали ли в компании какую-то разницу после отмены утилизационного сбора на Евро-6? "Нет, мы не почувствовали, - говорит Евгений Филистович. - Я думаю, что и остальные бренды не особо почувствовали, потому что белорусские перевозчики пока опасаются тягачей уровня Евро-6. Ездить им приходится в основном по маршруту Европа - Россия. Но все боятся ездить в Россию на Евро-6 из-за низкого качества топлива там..."

Идем дальше. Эффектный черный MAN TGX 18.500 4x2 BLS из ограниченной серии Lion's FORCE 500 продает себя сам: Евро-6, 75.000 евро! Еще дешевле?! Но ниже на стекле - объясняющая все приписка: на условиях EXW с завода в Мюнхене. Это означает, что покупателю придется взять на себя все расходы по доставке автомобиля в Беларусь и растаможке. Со склада в Минске, как выясняется, этот автомобиль продается уже за 97.200 евро с НДС (правда, только до конца мая и на спецусловиях финансирования).

• MAN TGX 18.500 4x2 BLS. Мотор - D 2676 LF51 (Р6; 12,4 л; 2500 Нм). КПП - MAN TipMatic 12+2 27 DD с функциями EfficientRoll и EasyStart. Полная масса - 20.500 кг (7500+13.000). Кабина - XXL (максимальная, с двумя спальными местами). Бак AdBlue - 80 л. Топливные баки - 1420 л (710+710 л)

Знакомимся со специалистом генерального импортера бренда MAN в Беларуси ООО "Белтракэндбас" Сергеем Силюком. Он рассказывает: "Я работаю здесь относительно недавно, с февраля, курирую брестский регион, но могу сказать, что за это время практически никто из клиентов не спрашивал Евро-5, все интересовались только Евро-6. Такая вот тенденция. Отмена утильсбора - мера своевременная: чтобы белорусские перевозчики могли конкурировать на европейском рынке, они должны иметь возможность приобретать автомобили уровня Евро-6. Например, доля грузовиков Евро-6 в той же Польше составляет 25 процентов..." 

• MAN TGX 18.440 4x2 BLS. Мотор - D 2066 LF40 (Р6; 12,4 л; 440 л.с.; 2100 Нм). КПП - автоматизированная MAN TipMatic 12 22 DD. Полная масса - 20.500 кг (7500+13.000). Кабина - XLX (высокая крыша, 2 спальных места). Бак AdBlue - 85 л. Топливные баки - 1380 л (800+580 л)

"Что касается цен, то на сегодняшний день разница между автомобилями Евро-5 и Евро-6 в одинаковых комплектациях составляет около 5000 евро, - продолжает Сергей Силюк. - С учетом того, что машины в основном берутся в лизинг на 3-5-7 лет, удорожание выглядит не слишком обременительным. При этом также нужно понимать, что ликвидность автомобиля уровня Евро-6 в последующем выше".

Монументальный Mercedes-Benz 1842 LS экологического класса Евро-6 с кабиной BigSpace нам представила Марина Догодькина, начальник отдела продаж коммерческих автомобилей ООО "Автомобильный дом "Энергия ГмбХ" (официальный дистрибьютор немецкого производителя в Беларуси). 

• Mercedes-Benz 1842 LS. Мотор - OM 471 (Р6; 12,8 л; 421 л.с.; 2100 Нм). АКПП - 12-ступенчатая Mercedes PowerShift 3. Полная масса - 18.000 кг. Кабина BigSpace имеет ровный пол (высота по центру 1,99 м) и внутренний объем 5700 л (объем отсеков для хранения вещей - 890 л). Бак AdBlue - 90 л. Топливные баки - 1420 л (880+540 л)

Эта модель продается на белорусском рынке с 2015 года и была доступна только в исполнении Евро-6. Сейчас возможна также поставка автомобиля нового поколения с двигателями Евро-5. Стоимость на условиях EXW Вёрт (Германия): 77.500 евро в исполнении Евро-6 и 71.400 евро в исполнении Евро-5 (в соответствующей комплектации).

"По новым условиям автомобили Евро-6 мы еще не поставляли, - прокомментировала ситуацию Марина Догодькина. -  Дело в том, что первоначально, когда отменяли утилизационный сбор, обязательным было соответствие Правилам ООН. Кроме компании MAN, сертификатов соответствия Правилам ООН не было ни у одного из производителей. Разрешение на ввоз Евро-6 без уплаты утилизационного сбора в соответствии с директивами Европейского союза появилось буквально в начале мая. Поэтому первые поставки автомобилей Евро-6 по новым ценам у нас ожидаются в июне". 

СП ЗАО "Милленниум Групп", официальный дилер компании Scania в Беларуси, впервые представило на выставке два седельных тягача нового поколения с кабинами R20 Highline с высокой крышей и S20 Highline с ровным полом. Оба автомобиля - с двигателями Евро-6.

Тягач с кабиной R20 Highline имеет индекс R 450 A4X2NA и комплектуется двигателем DC13 148 (Р6; 12,7 л; 450 л.с.; 2350 Нм), 12-ступенчатой КПП GRS905 с двумя ползущими передачами и системой автоматического переключения передач Scania Opticruise (без педали сцепления). Полная масса - 19.000 кг (7500+11.500). Кабина - высокая двуспальная с высотой по центру 1,91 м. Спальные полки: нижняя - раздвижная шириной 800-1000 мм, верхняя - 700 мм. Бак AdBlue - 124 л. Топливные баки - 1500 л (750+750 л).

Цена тягача в стандартной спецификации без уплаты утилизационного сбора со склада в Минске - 108.960 евро с НДС по ставке 20%. За дополнительные опции придется доплатить. Гидравлический тормоз-замедлитель Scania Retarder стоит 1800 евро. Пакет "Безопасность" (Scania Retarder, адаптивный круиз-контроль, система экстренного торможения, устройство предупреждения о съезде с полосы движения, автоматическое включение ближнего света) - 3100 евро. Громкая связь (кнопки управления информационно-развлекательной системой на рулевом колесе и Bluetooth) - 550 евро. Система мониторинга давления в шинах - 1000 евро. Кофеварка - 250 евро. Микроволновая печь - 600 евро.

Тягач с высокой двуспальной кабиной повышенной комфортности S20 Highline обойдется всего на 1100 евро дороже. Ее "фишки" - ровный пол, внутренняя высота 2,07 м, дополнительное внешнее вещевое отделение с доступом со стороны водителя.

Седельные тягачи Scania нового поколения можно также заказать с двигателями Евро-5. Модель R 440 A4X2NA с мотором DC13 153 (Р6; 12,7 л; 440 л.с.; 2300 Нм) и кабиной R20 Highline в стандартной спецификации без уплаты утилизационного сбора со склада в Минске - 107.400 евро с НДС. Такой же автомобиль, но с кабиной S20 Highline на 1100 евро дороже.

О том, изменилось ли что-то на рынке после отмены утилизационного сбора, беседуем с Юрием Лещенко, ведущим специалистом СП ЗАО "Милленниум Групп": "Какого-то существенного роста поставок автомобилей уровня Евро-6 пока не произошло, хотя интерес к ним возрос. Думаю, все дело в том, что многие белорусские перевозчики выполняют поездки из Европы в дальнюю Россию или страны Средней Азии. А там нет продажи низкосернистого дизельного топлива, которое требуют двигатели Евро-6, - это одна проблема. Вторая проблема - в недоступности запасных частей к моторам Евро-6. Если произошла поломка, связанная с системой впрыска топлива, то запчасти там не купить. Для компании Scania основной тип автомобиля, который поставляется в РФ, это Евро-5. Соответственно под него и создаются склады запасных частей. Поэтому и многие белорусские перевозчики, работающие на Россию, выбирают моторы Евро-5".

На выставке также демонстрировался тягач DAF XF 480 Евро-6 - автомобиль представляла компания СООО "ТурботраксБел". К сожалению, ни спецификации конкретной модели, ни информации по ее стоимости в день посещения выставки нам получить не удалось. Не удалось получить и ответ на запрос по электронной почте. А заодно, видимо, и информацию о предстоящей демонстрации на следующий день эксклюзивного DAF XF 530 Евро-6 из лимитированной серии 90th Anniversary Edition. Увы, нашумевшая на выставке суперновинка оказалась вне нашего обзора.

Ну а все, что мы смогли найти на сайте компании по интересующим нас вопросам, - это сообщение о том, что "все 2-осные тягачи DAF, а также 3-осные шасси нового модельного года MY17 успешно прошли сертификацию в национальной системе и отныне освобождены от уплаты утилизационного сбора при таможенном оформлении согласно Указу Президента Республики Беларусь от 15 февраля 2018 г. №67".

Также не удалось узнать цены на грузовики экологического стандарта Евро-6 компаний Volvo Trucks и Renault Trucks. В ИООО "Вольво Групп БЛР" нам ответили так: "Цены на все автомобили, представленные на выставке, обсуждаются с каждым клиентом в частном порядке, поэтому информацию по стоимости предоставить нет возможности". Не помогли прояснить ситуацию и белорусские сайты www.volvotrucks.by и www.renault-trucks.by. Коммерческая тайна? Будем ее уважать...

А теперь расскажем еще о двух брендах - участниках выставки "БАМАП-2018", пройти мимо которых мы просто не можем, хотя они и представили технику только класса Евро-5. Это КАМАЗ и МАЗ.

Компания ОДО "ВТК КАМАЗавто", официальный дилер ПАО "КАМАЗ", представила на выставке тягач КАМАЗ-5490 NEO. Это флагманская модель российского производителя, серийное производство которой началось в апреле прошлого года и о которой мы уже достаточно много рассказывали. NEO ставит рекорды продаж в России, а теперь готов побороться и за кошельки белорусских перевозчиков. Причем, как рассказал нам специалист по продажам Юрий Басалкевич, своими главными конкурентами в синеокой КАМАЗ видит... представителей "большой семерки"!

Аргументы у дилера российского производителя такие. КАМАЗ-5490 NEO - это настоящий "европеец" с российским "паспортом". Тягач комплектуется рядным 6-цилиндровым двигателем Daimler OM457LA.V3 (11,97 л; 401 л.с.; 2000 Нм; Евро-5). Коробки передач - на выбор: механическая ZF 16S2220 ТD или автоматизированная ZF 12AS2130 ТD. Задний мост - Daimler HL6. Кабина - от Mercedes-Benz Axor. Пневматическая задняя подвеска - с электронной системой управления ECAS. Дисковые тормоза с электропневматическим приводом (EBS), а также система курсовой устойчивости (ESP) и противобуксовочная система (ASR). В общем, комплектующие в основном европейские, а цена на автомобиль намного ниже, чем у представителей "большой семерки". Ориентировочно на сегодняшний день тягач КАМАЗ-5490 NEO обойдется белорусскому потребителю в 60 тыс. евро с НДС и утильсбором.

А как конкуренция с МАЗом? "Как с МАЗом… - Юрий на секунду задумывается. - Ну, естественно, МАЗ бьет нас по цене. Хотя если брать МАЗ в схожей комплектации, то есть с двигателем Mercedes, то МАЗ в принципе в такую же цену и становится. А может быть, даже нас обгоняет…"

Минский автомобильный завод на выставке "БАМАП-2018" представил два автопоезда с тягачами Евро-5. Один - уже мелькавший на различных показах МАЗ-5440C9-520-031 с 420-сильным двигателем ЯМЗ-653.10 и коробкой передач ZF 16S2520TO.

Второй тягач - из новой линейки с моторами китайской компании Weichai Power: МАЗ-544028-520-031, оснащенный 430-сильным двигателем WP12.430E50 (такие моторы скоро будут выпускать на заводе СП "МАЗ-Вейчай" под Минском) и такой же МКПП ZF 16S2520TO. 

Оба автомобиля имеют сходные характеристики. Допустимая нагрузка на ССУ - 10.500 кг. Технически допустимая полная масса тягача: у МАЗ-5440C9 - 18.550 кг (7050+11.500), у МАЗ-544028 - 18.450 кг (6950+11.500). Технически допустимая полная масса автопоезда - 44.000 кг. 

Задняя подвеска - пневматическая. Тормозная система - пневматическая двухконтурная, с разделением на контуры по осям; с ABS. Тормозные механизмы всех колес - барабанного типа. Объем топливного бака - 500 л. Кабина - большая, на пневмоподвеске, с двумя спальными местами.

У обоих тягачей - минималистичная базовая комплектация, в которую входят: цифровой тахограф, электронный щиток приборов, ограничитель скорости, подголовники сидений, пневмоподвеска сиденья пассажира, независимый жидкостной подогреватель, комплект обтекателей (спойлер).

А теперь озвучим цены для конечных потребителей в Республике Беларусь с учетом НДС: как сообщили нам в пресс-службе Минского автозавода, МАЗ-5440C9-520-031 на сегодняшний день стоит 124.443,6 бел. руб., МАЗ-544028-520-031 - 118.926 бел. рублей. Если перевести в валюту по курсу Нацбанка, то это соответственно 53.140 и 50.784 евро. 

Цены на первый взгляд весьма привлекательные. Но не стоит забывать, что они не включают целый ряд привычных для "дальнего боя" опций: независимый воздушный отопитель кабины; противотуманные фары; климатическую установку; зеркало переднего обзора; центральный замок; электрический привод зеркал; электрический привод стеклоподъемников; магнитолу; обтекатели шасси; круиз-контроль - за все это нужно будет доплатить.

Кстати, Минский автозавод мог бы показать на выставке и тягач МАЗ-5440E8 с таким же рядным двигателем Daimler OM457LA.V3 (Евро-5), как у КАМАЗ-5490 NEO. А мог бы выставить и МАЗ-5440М9 новейшего поколения с 475-сильным двигателем Mercedes-Benz экологического класса Евро-6, серийное производство которого официально началось в начале мая. Мог бы, но предпочел продемонстрировать "бюджетные" версии, приправив свое предложение еще целым пакетом партнерских программ, облегчающих и упрощающих покупку (лизинг, рассрочка, кредит на льготных условиях).

Представил Минский автозавод на выставке международных перевозчиков и свой среднетоннажный грузовик МАЗ-4381C0-2520-060, который можно использовать не только в городе, но и на региональных перевозках. Для сокращения времени на погрузочно-разгрузочные работы применена бортовая тентовая платформа шторного типа с задними дверями, созданная совместно с бельгийской компанией Versus-Omega. Объем "фуры" - 38,9 м3. Внутренняя длина - 6150 мм, что позволяет вместить 14 европоддонов.

Технически допустимая грузоподъемность автомобиля - 5450 кг. "Фишка" этой модели - полная масса не превышает 12 тонн, что дает возможность эксплуатировать грузовик на российских дорогах без оплаты по системе "Платон". Также возможно его использование в составе автопоезда.

МАЗ-4381C0-2520-060 оснащен новым 170-сильным турбодизелем ЯМЗ-53423 (EGR, Евро-5) и 6-ступенчатой МКПП ZF 6S800TO. Кабина малая трехместная. Максимальная скорость - 85 км/ч. Цена для конечных потребителей в Республике Беларусь с учетом НДС - 88.776 бел. рублей.

Сергей ГРИЩЕНКО
ABW.BY
Фото автора

Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber